captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Катастрофа в ночь осеннего равноденствия

10 (23) сентября 1857 года близ островов Гогланд и Большой Тютерс произошло одно из крупнейших кораблекрушений XIX века. Которому более столетия, вплоть до гибели в 1994 году парома «Эстония», суждено было оставаться еще и самым крупным морским происшествием на Балтике в мирное время.

Неизвестный художник. Корабль «Лефорт».

Линейный корабль «Лефорт» был одним из восьми 84-пушечных кораблей типа «Императрица Александра», построенных в период с 1826 по 1844 г.г. в рамках кораблестроительной программы Николая I. Руководителем строительства был 52-х летний подполковник корпуса корабельных инженеров Яков Аникеевич Колодкин - один из опытнейших кораблестроителей того времени, под началом которого было уже построено более 70 судов, в том числе легендарные шлюпы «Восток» и «Мирный», первооткрыватели Антарктиды.Не смотря на определенные технические трудности и нехватку персонала, 28 июля 1835 года корабль был торжественно спущен на воду с опережением срока. После достройки в Кронштадте вошел в состав Балтийского флота Российской Империи.

Служба нового корабля проходила в крейсерских плаваниях по Балтике и разнообразных учениях. В 1854 году «Лефорт» во время нападения на Кронштадт англо-французской эскадры находился в готовности на рейде, но в боевых действиях непосредственного участия не принимал. В последующие годы корабль активно использовался для перевозки грузов и войск между балтийскими портами.



84-пушечный корабль «Императрица Александра», аналогичный «Лефорту»,  в Кронштадской гавани. 10 августа 1854 года.

Летом 1857 года «Лефорт» вместе с кораблями «Владимир», «Императрица Александра» и «Память Азова» находился в Ревеле. Суда ужа начали готовиться к зимовке, однако 28 августа был получен приказ о переходе в Кронштадт. Линкоры должны были буксироваться пароходами, и первым 4 (17) сентября в Кронштадт ушел «Память Азова», буксируемый пароходом «Гремящий». Остальные суда с 6 (19) сентября ожидали своих буксиров на рейде. Однако пароходы задерживались, а ветер на протяжении двух дней  7 (20) и 8 (21) сентября дул с востока и исключал возможность перехода тяжелых линкоров с прямым парусным вооружением по парусами. Лишь к 9 сентября направление ветра стало благоприятным, и корабли - сначала «Владимир», потом «Императрица Александра» и за нею «Лефорт» ушли на переход.

Кроме штатного экипажа, на борту кораблей находились и члены семей моряков.

К вечеру 9 (22) сентября, когда отряд проходил створы Гогландских маяков,  ветер усилился, начались шквалы, с неба посыпался дождь со снегом. Погода стремительно ухудшалась. Борясь с волнами и ветром, корабли пережидали ночь. Примерно в 5 утра следующего дня, 10 (23) сентября, вахтенные «Владимира» и «Императрицы Александры» заметили, что «Лефорт» слишком сильно накренен. В 7:30 утра, когда отряд осуществлял поворот фордевинд (маневр, при котором корабль пересекает направление ветра кормой - К.М.), внезапно налетевший шквал ударил по линкору, который после этого лег мачтами на воду и больше уже не выпрямился.

Пен Сергей. Гибель корабля «Лефорт» 10 сентября 1857 года.

С соседних судов видели, как находившийся над волнами борт быстро заполнился людьми (очевидцы говорили о «сплошной массе»), но - столь же быстро был от них очищен несколькими набежавшими волнами. Почти сразу же и сам корабль скрылся под водой.



И. К. Айвазовский. Гибель корабля «Лефорт». Аллегорическое изображение. Картина 1858 года

Вместе с «Лефортом» погибли все находившиеся на нём 14 офицеров, 743 матроса, 64 (по другим сведениям - 53) женщины, а также 17 детей.

Поскольку вместе с кораблем погибли все, кто находился на нем в момент катастрофы, причины ее окончательно так и не были установлены. Следственная комиссия вначале рассматривала версию опрокидывания ветром, но от нее очень быстро пришлось отказаться - элементарные расчеты показывали, что при площади тех парусов, которые «Лефорт» нес в момент катастрофы (картина Сергея Пена исторической реальности не соответствует - К.М.), это было невозможно. То есть, помимо ветра, на корабль действовал и какой-то другой фактор.

В качестве наиболее вероятной причины гибели «Лефорта» в итоге была выдвинута версия о том, что за время грузовых перевозок корпус корабля оказался расшатан и не выдержал ударов штормовых волн в самый неподходящий момент. Помимо этого, выяснилось, что корабль в этом походе имел существенно меньшую загрузку, чем обычно, что снижало его остойчивость. А некоторые свидетели говорили о том, что уже на рейде Ревеля балласт в трюмах был уложен неаккуратно.

Однако итоговый вывод комиссии гласил: «Гибель корабля «Лефорт» представляет собой одно из тех событий, которые, к счастью, случаются весьма редко, и причины которых, к сожалению, несмотря на всю энергию следователей, остаются неразгаданными...»

Даже само место гибели корабля оставалось известно лишь приблизительно на протяжении более полутора веков. И лишь 4 мая 2013 года в ходе экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» при поиске погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-420 в 5 милях севернее острова Большой Тютерс гидролокатором был обнаружен остов «Лефорта».

Фото с сайта http://lefortship.ru.

Открытие состоялось в значительной степени благодаря череде случайностей. Председатель Координационного Совета проекта «Поклон кораблям Великой Победы» экс-глава ФСБ Николай Ковалев вспоминает  примерно следующее:

– Экспедиция занималась в этом районе поисками совсем другого корабля – подводной лодки Щ-420, погибшей во время Великой Отечественной. Поскольку район пограничный пришлось получать специальное разрешение на каждый заход туда у пограничников. И вот в очередной экспедиционный день получилась накладка: один офицер, сдавая дежурство, забыл предупредить своего сменщика о предстоящем «визите» в закрытую акваторию дайверов-поисковиков. В результате, когда ребята туда отправились – далеко уже не в первый раз, – пограничники их остановили и приказали поворачивать назад. «При неподчинении будет открыт огонь!»... Пока я «разруливал» ситуацию, выходил на связь с их начальством, – у поисковиков вынужденно образовался выходной. Вот ребята и решили, чтобы время попусту не пропадало, техника не простаивала, «прочесать» доступные участки морского дна по-соседству. Квадрат поисков выбирали буквально наугад. И – улыбнулась такая удача!..

А вот что рассказывает руководитель экспедиции Константин Богданов.

– Уже на последнем галсе, когда собирались завершать работу, вдруг гидролокатор «нарисовал» на экране какой-то крупный объект длиной около 60 метров, высотой 15 метров. Глубина в этом месте достаточно большая – 68 метров, и запас необходимой для погружения дыхательной смеси оказался только у одного из участников экспедиции, Михаила Иванова. Он и отправился на разведку... Буквально через 5 минут после встречи с затонувшим кораблем нашему товарищу стало ясно: найден именно «неуловимый» «Лефорт».



Фото с сайта http://lefortship.ru.

29 июня состоялась новая экспедиция, целью которой было уже обследование найденного корабля. В ходе этой экспедиции к «Лефорту» спустились аквалангисты, который провели обследование останков. Также в работах по фотовидеосъемке использовался телеуправляемый беспилотный подводный аппарат «Фалькон».

Сегодня место гибели «Лефорта» объявлено воинским захоронением, а доступ в этот район посторонним судам и аквалангистам запрещен. Однако посмотреть на останки корабля можно в виртуальном музее, созданном на основе подводных фото- и видеосъемок.

3D панорама http://www.lefortship.ru/panorams/
История корабля http://www.lefortship.ru/history/

Tags: История, Океан
Subscribe

  • Мысли о книге Анастасии Ширинской-Манштейн

    Воспоминания Анастасии Ширинской-Манштейн, посвящённые судьбе Русской эскадры, ушедшей из Крыма в 1920 году и известные под названием «Бизерта.…

  • Эх, народец нынче хилый...

    Собственно, на второй неделе февраля началась та зима, которая в годы моего детства начиналась на второй неделе декабря и держалась до начала марта.…

  • Фраза недели

    По итогам вчерашнего дня каждая сторона записала себе победу. Ну и, - да, фраза недели. «Ребята, берегите «Росгвардию». Через…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments