captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Ил-76 МДК. Самолет для имитации невесомости.

В завершившемся авиасалоне МАКС-2019 Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина участвует всего лишь во второй раз. И впервые показал посетителям развернутую экспозицию средств, используемых в процессе тренировки экипажей космических кораблей.

01. Наиболее заметным экспонатом стал Ил-76 МДК.

Задача отработки действий в невесомости возникла еще при подготовке первых космических экипажей. Для создания состояния невесомости хотя бы на пару десятков секунд необходимо было оборудовать специальную летающую лабораторию. И первую такую лабораторию создали на базе Ту-104 - первого советского реактивного пассажирского самолета. Который на тот момент был единственным, способным предоставить нужные режимы полета в сочетании с более-менее просторным грузовым отсеком. Один из таких самолетов сейчас находится в Звездном Городке, и о нем я рассказывал ранее вот здесь - https://captainmisson.livejournal.com/1287.html

Со временем старые добрые Ту-104 исчерпали ресурс, да и уже к 80-м годах самолет, созданный в 50-х, все же морально устарел. Для тренировки действий экипажей требовалась новая лаборатория, как минимум - более просторная. Базовым самолетом для нее стал широко распространенный транспортный Ил-76 МД. Но его конструкция была подвергнута серьезной доработке.

В первую очередь - пришлось усилить силовой набор крыла и фюзеляжа. Масса пустого Ил-76 - 88 тонн. И в каждом полете машина должна совершить десяток «горок» - понятно, что нагрузки, которым она подвергается, несколько превосходят те, что действуют при полетах в обычном режиме. Помимо этого пришлось переработать конструкцию системы забора и подачи топлива, которая должна была устойчиво работать в нетрадиционных для авиации условиях длительного состояния невесомости. Наконец - соответствующим образом оснастить грузовую кабину.

Всего в авиапарке «Роскосмоса» в настоящий момент имеются три самолета Ил-76 МДК с бортовыми номерами RF-75351, RF-75352, RF-75353.

02. При полете на невесомость самолет начинает режим на высоте 6000 метров. Достигнув нее, летчики осуществляют маневр «горка» - самолет начинает круто подниматься вверх, при этом все находящиеся на борту на протяжении 20 секунд испытывают перегрузку. Начиная с определенной точки траектории самолет движется, как свободно брошенное тело. Какое-то время он продолжает лететь вверх, достигая максимальной высоты 8500 метров. затем начинает падать вниз. Этот режим свободного падения длится 25-28 секунд. Именно на это время в салоне и возникает невесомость.

Затем летчики выходят из пикирования и на борту снова возникают перегрузки. На 6000 метров самолет снова переходит в горизонтальный полет. Далее режим повторяется в соответствии с программой экспериментов или тренировок.

Кстати - изменяя режим полета, можно добиться на борту не только невесомости, но и пониженной силы тяжести, соответствующей лунной или марсианской гравитации.

03. В такой искусственной невесомости космонавты тренируют, в  первую очередь, перемещения в пространстве обитаемого отсека. Затем - разнообразные действия, которые придется осуществлять на борту орбитальной станции. Например, одевание скафандра или выход из шлюзовой камеры.

04. На МАКСе в салоне самолета были показаны скафандры «Орлан», в которых космонавты осуществляют выход в открытый космос. Конструкция в центре моделирует выход из шлюзовой камеры. Вот и представьте, что за 28 секунд необходимо в условиях невесомости, будучи облаченным в скафандр, из нее выбраться.

05. «Орлан» вблизи. Для тренировок в самолете используется «облегченная» версия скафандра, из которой удалено все оборудование, которое не влияет на действия при надевании. Связано это с тем, что полный вес модификации скафандра, применяемого сегодня на МКС,  в «боевом» исполнении  - 110 кг. Находиться в таком обмундировании в ходе наземных тренировок, скажем так, не очень удобно.

06. Космонавты говорят традиционно - «надеть скафандр». Однако правильнее, пожалуй, будет говорить - «войти». Вход в скафандр осуществляется вот через такой люк.

07. По сути, современный скафандр - это своеобразный космический аппарат. Вот только находиться в нем человек может не более 7 часов, так что сильно далеко от станции отлетать не желательно.

08.

09. Сотрудник ЦПК рассказывает об особенностях осуществления внекорабельной деятельности. Космонавт, находясь на внешней поверхности модуля МКС, перемещается по строго определенному маршруту, и должен быть постоянно пристрахован одним из страховочных «усов». Точно такую же технику используют альпинисты и горные туристы при движении по «перилам» с перестежкой.

10. Перчатка скафандра - один из самых ответственных его элементов. Ведь именно этой перчаткой космонавту приходится держать рабочий инструмент. Но и тактильные ощущения, и механика движения кисти, одетой в такую перчатку, будут неизбежно отличаться от «земных». И это обстоятельство, кстати, входит в число наиболее серьезных аргументов в пользу развития направления роботов - аватаров. Один из которых сейчас проходит тестирование на МКС.

11. Под потолком салона - манекен в полетном скафандре «Сокол». В таких скафандрах космонавты находятся на этапе выхода на орбиту и спуска с нее. «Сокол» не предназначен для выхода в открытый космос, но сможет какое-то время поддерживать жизнь космонавта в случае аварии и разгерметизации корабля «Союз».

12.


13. Ближе к пилотской кабине размещены кресла инструкторов и инженеров, обеспечивающих тренировку.


14.

15.




16. Как и любой транспортник, самолет оснащен грузовыми лебедками. Таким образом, при необходимости в салоне можно разместить даже реальные модули орбитальной станции или космического корабля, если позволят габариты.

К сожалению, поснимать в кабине не получилось, но даже не смотря на это обстоятельство экскурсия была очень интересной.

Следует заметить, что самолет сегодня используется не только для тренировок космонавтов, но и для коммерческих полетов, как своеобразный аттракцион. Правда, весьма недешевый.

Tags: Космос, Небо
Subscribe

  • 80

    ...Они пришли сеять смерть. Нести горе и разрушение. Грабить, насиловать, морить голодом, истязать, жечь живьём. Вожди освободили их от…

  • Советский след в «Титанике»

    ...Во время пребывания Дж. Кэмерона в России было много дискуссий о будущем фильме, о его сюжете. Джеймс рассуждал: «Глубоководные съёмки…

  • Ни убавить, ни прибавить...

    «..Всякое пришлось им повидать и преодолеть за тридцать лет безаварийной эксплуатации «Миров». В итоге прошедшие годы не были…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments