captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Category:

Прогнозируй, но аккуратно!



Сегодня, 27 августа, в 06:08 мск состоялась успешная стыковка космического корабля «Союз МС-14» с международной космической станцией.


Корабль находится на стыковочном узле агрегатного отсека служебного модуля «Звезда». В настоящее время космонавты проводят подготовку к открытию люков корабля и станции и, будем надеяться, больше никаких неприятностей не произойдет.

Сегодня в сети, которая на протяжении трех минувших дней бурлила, словно химический реактор, вроде бы наступило затишье. Действительно – успехи у нас обсуждать не принято, гораздо больше хайпа приносит смакование неудач. Но если высказывания залетных троллей быстро забываются, то заявления людей, считающихся авторитетными, просто так уже не сотрешь. Тем более, если они подхватываются информагентствами.

Думаю, что интересующиеся темой люди помнят интервью «Интерфаксу» главы Института космической политики Ивана Моисеева, в котором он уже 24 августа спустя менее четырех часов после неудачной стыковки заявил:

«Можно подумать об еще одной попытке. Конечно, эти попытки рискованное дело. Если их не продумать, то может произойти столкновение со станцией. А потом, если не получится пристыковаться, его будут затоплять».

Да, с точки зрения воздействия на обывателя такое заявление человека, считающегося авторитетным экспертом, может оказаться шокирующим. «Как же так - столько средств вложили в создание робота, и вот так бесславно – в океан?» Сетевые тролли не замедлили развить эту мысль и подняли волну глума на тему того, что «Федору не понравилось быть космонавтом и он подал заявление в подводный флот» и что « Надо было заранее под кресло ласты положить».

Однако еще спустя четыре часа уже «Роскосмос» сделал ответное заявление. Очевидно, что слова эксперта, сказанные в тот момент, когда сотни людей делали все возможное для того, чтобы спасти программу полета, переполнили чье-то терпение и побудили слегка выйти за привычные рамки политкорректности.

«Разговоры о затоплении корабля в случае неудачи при повторной стыковке - бредни дилетантов. Такой вариант даже не рассматривается. Системы корабля „Союз“ работают штатно, он способен находиться в автономном полете длительное время и в случае необходимости готов вернуться на Землю по штатной программе посадки».

Стоит напомнить, что уже 7 сентября «Союз МС-14» должен вернуться на Землю в автоматическом режиме, и вернуть на Родину робота Федора. Безэкипажное возвращение закладывалось в программу полета изначально. Да, при полете к станции на корабле находятся дополнительные 670 кг грузов, предназначенных для нее. Однако размещены они, скорее всего, не в спускаемом аппарате, а в бытовом отсеке. То есть на центровку спускаемого аппарата при внеплановой посадке никак не повлияли бы. Таким образом, мотивы заключения, сделанного Иваном Моисеевым, как минимум, вызывают недоумение.

Другой авиационный эксперт, Вадим Лукашевич, на своей странице в Facebook написал следующее:

«Рискованность такой операции в том, что отстыковавшись, не факт, что удастся снова состыковаться в другом месте. Поэтому перед каждой расстыковкой экипаж готовится покинуть станцию совсем, как будто он уже возвращается на Землю. Перестыковка применяется в крайних случаях и чревата досрочным прекращением полёта, за всю историю их было всего несколько штук, и такое решение само по себе свидетельствует о панике на Земле»

Эти слова потом с большим смаком, наряду с высказываниями разнообразных троллей, цитировал сайт радиостанции «Свобода». Но давайте посмотрим историю полетов к МКС. И выясним, сколько раз осуществлялась перестыковка космического корабля с одного стыковочного узла на другой.

24.02.2001. Перестыковка «Союз ТМ-31» c АО СМ «Звезда» на надирный узел ФГБ «Заря»
18.04.2001. Перестыковка «Союз ТМ-31» с надирного узла ФГБ «Заря» на АО СМ «Звезда»
19.10.2001. Перестыковка «Союз ТМ-32» с надирного узла ФГБ «Заря» на СО1 «Пирс»
20.04.2002. Перестыковка «Союз ТМ-33» с надионого узла ФГБ «Заря» на СО1 «Пирс»
29.11.2004. Перестыковка «Союз ТМА-5» с СО1 «Пирс» на надирный узел ФГБ «Заря»
19.07.2005. Перестыковка «Союз ТМА-6» c СО1 «Пирс» на надирный узел ФГБ «Заря»
18.11.2005. Перестыковка «Союз ТМА-7» с СО1 «Пирс» на надирный узел ФГБ «Заря»
20.03.2006. Перестыковка «Союз ТМА-7» с надирного узла ФГБ «Заря» на АО СМ «Звезда»
10.10.2006. Перестыковка «Союз ТМА-9» c АО СМ «Звезда» на надирный узел ФГБ «Заря»
30.03.2007. Перестыковка «Союз ТМА-9» с надирного узла ФГБ «Заря» на АО СМ «Звезда»
27.09.2007. Перестыковка «Союз ТМА-10» с надирного узла ФГБ «Заря» на АО СМ «Звезда»
03.07.2009. Перестыковка «Союз ТМА-14» с АО СМ «Звезда» на СО-1 «Пирс»
21.01.2010. Перестыковка «Союз ТМА-16» с АО СМ «Звезда» на МИМ-2 «Поиск»
12.05. 2010. Перестыковка «Союз ТМА-17» с надирного узла ФГБ «Заря» на АО СМ «Звезда»
28.06.2010. Перестыковка «Союз ТМА-19» с АО СМ «Звезда» на МИМ-1 «Рассвет»
01.11.2013. Перестыковка «Союз ТМА-09М» с МИМ-1 «Рассвет» АО СМ «Звезда».

Таким образом, по тем или иным причинам, операция перестыковки за всю историю полета МКС осуществлялась 16 раз. Согласно Вадиму Лукашевичу, ровно столько же раз Земля «впадала в панику». Однако и в очередной, семнадцатый раз, экипажу удалось благополучно переместить корабль с одного узла на другой. Заметим, что меры безопасности на случай непредвиденных обстоятельств и невозможности повторной стыковки, конечно, принимались каждый раз. Но ни разу не случилось такого, чтобы экипаж шел на перестыковку, а в результате ему пришлось бы «покинуть станцию насовсем». Видимо, паниковали недостаточно сильно?

Как видим, эксперты прогнозируют, а специалисты честно выполняют свой профессиональный долг. И слава Вселенной, пока делают это весьма успешно.

Tags: Космос
Subscribe

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments