captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Первый пилот, убитый птицей


Кэлбрейт «Кэл» Перри Роджерс (12 января 1879 года - 3 апреля 1912 года) был одним из пионеров американской авиации.

Роджерс родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания. В 1885 году он заболел скарлатиной и частично потерял слух. Из-за этого не смог последовать семейной традиции и поступить на военно-морскую службу.

Кэл Роджерс. Фото - http://wrightbros.org


Получать образование Роджерсу пришлось вначале дома, однако потом он сумел поступить в Академию Мерсерсбурга. В 1902 году Роджерс возвращается к своей матери и сестре в Нью-Йорк, где становится членом Нью-йоркского яхт-клуба. Помимо парусных гонок, он увлекается и новейшими для той эпохи занятиями – вождением мотоцикла и автомобиля.


В июне 1911 года Роджерс навестил своего двоюродного брата Джона, летчика военно-морского флота, который с марта учился на заводе компании Райт и посещал летную школу в Дейтоне, штат Огайо. Эта встреча положила начало новому увлечению - Роджерс заинтересовался авиацией. Первым его летным инструктором был сам Орвилл Райт, с которым Роджер провел свои первые 90 минут в воздухе. Затем он вместе с братом Джоном покупает один из легендарных «Флаеров» Райта, становится одним из первых гражданских лиц, купившим самолет, и начинает летать самостоятельно. В 1911 году он сдает официальный и становится 49-м летчиком, получившим лицензию на полеты Международной авиационной федерации.

Сразу после экзамена Роджерс принимает участие в Чикагской международной авиационной встрече 1911 года, где соревнуется с ведущими авиаторами того времени. Удивительно – но начинающему пилоту удалось тогда установить несколько рекордов, включая рекорд продолжительности, и выиграть 11285$ призовых.

10 октября 1910 года издатель Уильям Рэндольф Херст объявил о том, что первый летчик, который в любом направлении пролетит от одного побережья США до другого, получит приз в размере 50000$. На этом пути в ту эпоху не было ни аэропортов, ни авиамехаников, ни аэронавигационных карт, контрольных вышек или маяков, которые могли бы предупредить об опасности или сориентировать пилота. Кроме того, в условиях состязания была оговорка – весь перелет должен занять менее 30 дней.

Роджерс убедил предпринимателя Дж. Огдена Армора спонсировать перелет. В благодарность за соучастие купленный на полученные деньги у Орвилла Райта биплан Wright Model EX Роджер назвал по имени виноградного безалкогольного напитка, который выпускала компания Армора - Vin Fiz. Реклама была нанесена на руль и крыло самолета, за что Армор платил три-пять долларов за каждую пройденную милю, что составило в общей сложности 23 000 долларов.

Помимо покупки летательного аппарата, средства понадобились и на снаряжение специального поезда из трех вагонов, так как в полете Роджер планировал ориентироваться по железнодорожным путям, а состав с группой поддержки должен был следовать за ним чтобы при необходимости оказать помощь. Для этого один из вагонов был оборудован, как передвижная мастерская с ремонтным оборудованием, расходными материалами, топливом и даже запасными двигателями. Разумеется, не бесплатно - Роджерс платил по 70 долларов в неделю технику братьев Райт, Чарльзу Тейлору, который следовал за самолетом на поезде и выполнял необходимое техническое обслуживание или ремонт. Также наземная команда должна была уточнять ориентировку и оказывать, как сказали бы сегодня, «психологическую поддержку» - в пассажирском вагоне ехали мать Роджера, его жена и несколько близких друзей.

Старт из Шипсхеда. Фото - http://wrightbros.org

17 сентября 1911 года в 16:30 Роджерс стартовал из Шипсхеда в Нью-Йорке. Летчик был экипирован весьма своеобразно - деловой костюм и галстук были укрыты под слоями свитеров и жилета из овчины. Уже на следующее утро начались неприятности – самолет зацепился колесом за дерево и врезался в куриный сарай. Ошеломленный и с порезанной головой, Роджерс вылез из обломков и встретился лицом к лицу с разгневанной женой фермера, которая потребовала немедленной оплаты за ущерб. Только через три дня, после лечения, ремонта и решения всех вопросов Роджер смог продолжить перелет.

Так, с приключениями и вынужденными задержками, он достиг Чикаго 8 октября 1911 года. Его прибытие привлекло внимание всей страны. Однако уже было понятно, что в сроки, обозначенные в условиях Херста, уложиться не получится.

На пути к западному побережью лежали Скалистые горы, преодолеть которые аэроплану той поры было нереально. Потому Роджерс повернул к югу, и 5 ноября 1911 года в 16:04 приземлился в Турнирном парке в Пасадене, штат Калифорния. До побережья оставалось всего 20 миль, но от назначенного срока Роджер уже отставал на 19 дней. Желая продемонстрировать достижение океана, Роджер вылетает к побережью, но в Комптоне терпит крушение. Аэроплан пришлось ремонтировать.

Посадка в Лонг-Бич. Фото - http://wrightbros.org

И лишь 10 декабря 1911 года Роджер достигает Лонг-Бич, пролетает над Тихим океаном, приземляется на пляже и касается колесами шасси океанской воды. Свидетелями завершения первого трансконтинентального полета с востока на запад стали около 50000 человек.

Сегодня интересно то, что на современной карте США, по сути, нет таких городов – Пасадена, Комптон и Лонг-Бич, поскольку все они стали районами и пригородами Лос-Анджелеса. Но на преодоление двадцати миль от Пасадены до Лонг Бич по воздуху в 1911 году Роджеру потребовался почти месяц. Весь путь, пройденный Роджером через континент, составил около 4000 миль (6437 км), которые он преодолел за 84 дня. При этом в воздухе Vin Fiz находился в общей сложности всего около 82 часов.



Схема первого трансамериканского перелета с рекламой Vin Fiz. Фото - http://wrightbros.org


Приз Херста завоеван не был. Однако Роджерс стал национальной знаменитостью и привлек огромное общественное внимание к авиации. Кроме того, он впервые в истории доставил почту через американский континент воздушным путем. В целом перелет потребовал около 70 посадок, в ходе которых произошло 16 аварий. После некоторых из них Роджеру даже приходилось восстанавливаться в больнице.

Интересно и то, что единственными оригинальными частями Vin Fiz, которые перелетели от Шипсхеда до Лонг-Бич, были руль, стойка крыла и масляный поддон двигателя. Отчеты Чарльза Тейлора свидетельствуют о том, что команде техподдержки в ходе перелета пришлось заменить шесть комплектов крыльев, два радиатора, два двигателя, восемь пропеллеров и четыре цепи привода пропеллеров, а также бесчисленные распорки, салазки, контрольные провода и другие детали. В общей сложности спонсирование перелета обошлось Армору в 180 000 долларов, включая плату Роджеру за рекламу.

После перелета Роджер остался в Лонг-Бич. В январе 1912 он выступает на празднике «Парад Роз», осыпая толпу цветами с воздуха. Но демонстрационный полет 3 апреля стал для него последним. По свидетельству очевидцев, самолет влетел в стаю птиц, после чего упал в океан. Как считается, одна птица, вероятно, чайка, застряла в приводе управления. Роджера вытащили из воды, но его шея была сломана, а грудная клетка повреждена двигателем самолета. Он умер несколько мгновений спустя, в нескольких сотнях футов от того места, где пятью месяцами раньше завершил свой трансконтинентальный полет.

Считается, что на этом фото изображены обломки самолета Роджера после столкновения с чайкой. Фото - http://www.aerofiles.com

Это была 127-я по счету катастрофа с момента зарождения авиации, а Роджер - 22-м американским летчиком, погибшим в результате несчастного случая. Также Роджер стал первым пилотом, причиной гибели которого стало столкновение самолета с птицей.

Следует заметить, что, не смотря на многочисленные неудачи, случавшиеся в ходе перелета, американцы до сих пор считают Роджера своим национальным героем, великим пилотом и пионером авиации.

Tags: Небо
Subscribe

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments