captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Птицы против ГВФ - основные эпизоды соперничества


Указом президента России Владимира Путина командир лайнера А-321 «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин награждены высшей наградой - золотыми звездами «Героя России». Бортпроводники Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Надежда Вершинина, Яна Ягодина и Дмитрий Гончаренко награждены Орденами мужества.

А-321 компании Ural Air Lines. Фото - Википедия.

Как уже отмечалось, столкновения с птицами до сих пор не являются каким-то редким явлением, и сегодня в подавляющем большинстве случаев заканчиваются благополучно. Однако в истории гражданской авиации имеется немало примеров, когда встреча пернатых гостей с авиалайнерами заканчивалась трагически.

Ил-12. Фото - Википедия.

30 апреля 1953 года самолет Ил-12 б/н СССР-Л1777 вылетел из аэропорта Внуково в Новосибирск. В Казани борт должен был сделать промежуточную посадку. Обходя возникшую на трассе грозовую облачность, экипаж вышел к реке Волга и заход на аэродром Казани производил визуально, ориентируясь на изгиб береговой линии. За 4 минуты до посадки самолет находился на высоте 300 м, когда что-то внезапно ударило по самолету. Удар был ощутимым – позже летчики скажут, что у них даже «потемнело в глазах». Мощность двигателей быстро упала, а из выхлопных патрубков появилось пламя. Предполагая возникновение пожара, командир попытался зафлюгировать воздушные винты – то есть поставить в положение, при котором лопасти развернуты по направлению набегающего потока. Однако это почему-то не удалось - винты, раскручиваемые набегающим потоком, вращались в режиме авторотации, создавая дополнительное сопротивление и резко снижая скорость самолета, которая грозила снизиться до величины скорости сваливания. Тогда командир принял решение экстренно сажать машину на Волгу в районе речного порта. Посадка удалась, но, к несчастью, жертв избежать не удалось – из 23 человек, находившихся на борту, погиб один, который был одет в пальто и не смог, оказавшись в воде, в отяжелевшей одежде удержаться на поверхности. Остальных успешно подобрали местные жители на лодках.

Самолет, который затонул на глубине 18 метров, подняли со дна Волги 16 мая. Расследование показало, что причиной аварии послужило столкновение со стаей уток. При этом экипажу очень повезло, что та утка, которая ударилась об кабину, попала выше остекления.

Ил-14. Фото - Википедия.

А вот спустя 16 лет другому экипажу уже не повезло. 10 декабря 1969 года самолет Ил-14П б/н СССР-52010 выполнял рейс по маршруту Тбилиси – Махачкала-Астрахань. После дозаправки в Махачкале, имея на борту 11 пассажиров и 5 членов экипажа, самолет взлетел в направлении Каспийского моря и взял курс на Кизляр. Последним сообщением с борта был доклад командира спустя 1 минуту 45 секунд после взлета. После этого экипаж перестал отвечать на радиозапросы и выходить на связь.

На следующий день «Ильюшин» обнаружили в трех с половиной километрах от берега на глубине 10 метров. Изучение обломков показало, что самолет вошел в воду под большим углом и с большой вертикальной скоростью. Шасси и закрылки были убраны, оба двигателя в момент столкновения с поверхностью воды работали.

Позже в оребрении цилиндров левого двигателя обнаружили кости птичьего черепа. Остатки крыльев и перья нашли также и в теплоизоляции пилотской кабины. Экспертиза установила, что найденные останки принадлежат большой поганке (чомге) – достаточно крупной птице, которая может достигать в весе 1,1 – 1,2 килограмма. И хотя крейсерская скорость поршневого Ил-14 невелика - всего 345 км/ч – удара такой тушки, а, скорее всего, и не одной, хватило для того, чтобы разрушить пилотскую кабину и вывести из строя экипаж.


Lockheed L-188A Electra компании Eastern Air Lines. Фото - Википедия.


Самой крупной авиакатастрофой, связанной с птицами, стала гибель 4 октября 1960 года в Бостоне лайнера Lockheed L-188A Electra, который выполнял рейс Бостон — Филадельфия — Шарлотт — Гринвилл — Атланта. При взлете из Бостона на борту находилось 67 пассажиров и 5 членов экипажа. Сразу после взлета и уборки шасси, когда лайнер находился на высоте около 15-20 метров, по свидетельству очевидцев, внешний левый двигатель выплеснул облако дыма, возле внутреннего левого возник огненный шар. «Локхид» пытался продолжать подъем на двух оставшихся двигателях, однако крен на левый борт неуклонно увеличивался, и на высоте 60 метров достиг 90 градусов. Спустя 47,5 секунд после взлета лайнер упал в воду на расстоянии всего 180 метров от берега. Однако, не смотря на то, что помощь пришла без промедлений, спасти удалось лишь девять пассажиров и двух стюардесс.

Вскоре после происшествия на полосе, по которой влетал лайнер, и возле нее нашли 75 тушек скворцов. Остатки оперения этих же птиц были найдены и в воздухозаборниках трех из четырех двигателей, которые подняла со дна береговая охрана.

В дальнейшем аналогичные двигатели целенаправленно испытали на последствия столкновения со скворцами. Выяснилось интересное. Попадание отдельной птицы вызывало лишь кратковременное падение мощности. Но уже три и более тушки приводили к значительному падению тяги и мощности, при этом перезапущенный двигатель на номинальную тягу уже не выходил. При попадании же сразу восьми птиц в ряде случаев перезапустить двигатель вообще не удавалось.
Помимо этого, были проведены испытания поведения самолета при разных режимах работы двигателей и возникающей ассиметрии тяги. Результаты показали, что в сложившейся ситуации «Локхид», который, к тому же, на взлетном режиме шел с выпущенной механизацией крыла и повышенным аэродинамическим сопротивлением, оказался практически неуправляем.

Интересно то, что в обеих советских катастрофах произошло столкновение относительно небольших самолетов с крупными птицами. В случае же катастрофы над Бостоном все произошло с точностью до наоборот – достаточно крупный лайнер погубила стая мелких скворцов! Многие эксперты считают, что это было первым примером, который проиллюстрировал существенно большую уязвимость новых для той эпохи газотурбинных двигателей по сравнению с поршневыми.

Все эти катастрофы произошли либо на взлете, либо на посадке. Однако опасность, как оказалось, может подстерегать и на этапе горизонтального полета.


Vickers 745D Viscount компании United Air Lines. Фото - Википедия.


23 ноября 1962 года лайнер Vickers 745D Viscount американской авиакомпании United Air Lines совершал рейс по маршруту Ньюарк—Вашингтон—Роли—Шарлотт—Атланта. Западнее города Элликотт-Сити самолет резко перевернулся и упал на землю, похоронив под обломками 17 человек.

Экспертам, которые работали на месте катастрофы, достаточно быстро удалось установить, что пожара до столкновения с землей на борту не было. Точно так же, как сразу обратило на себя внимание и то обстоятельство, что оба стабилизатора лайнера нашли на удалении от основных обломков.

Внимательное изучение показало, что на обломках обоих стабилизаторов присутствуют птичьи останки. Однако фатальным оказался только удар по левому – птица пробила обшивку передней кромки, сломала лонжерон и повредила руль высоты. В результате повреждений левый стабилизатор отделился сразу, через некоторое время из-за увеличившихся нагрузок вслед за ним последовал и правый.

Следует заметить, что в этой катастрофе двигатели даже затронуты не были. Однако скорость «Виккерса» на эшелоне составляет 560-570 км/ч, а виновником катастрофы, как вскоре выяснилось, стал американский лебедь, который может весить до 8 кг.

После этой катастрофы в нормы проектирования были введены новые требования по прочности конструкции хвостового оперения. Если приводить их упрощенно, то на крейсерской скорости стабилизаторы должны сохранять работоспособность после столкновения с птицей типа гуся или лебедя.

В новейшее время случаев фатального разрушения конструкции от ударов птиц уже не отмечается. Однако двигатели лайнеров остаются уязвимыми от непрошенных пернатых гостей и по сей день.


B-737 компании Ethiopian Airlines. Фото - Википедия.


15 сентября 1988 года. Boeing 737-200 авиакомпании «Ethiopian Airlines» осуществлял рейс из Бахр-Дара в Асмэру. Сразу после взлета самолет сталкивается со стаей голубей, в результате чего птицы попадают в оба двигателя. Один из двигателей существенно теряет тягу. Экипаж решает возвращаться в аэропорт вылета, но приземление оказывается слишком жестким, лайнер разрушается и загорается. Погибло 35 человек из 104, находившихся на борту. В ряду «птичьих» катастроф по количеству жертв эта катастрофа стала второй после гибели бостонского «Локхида».

Lockheed C-130H Hercules. Фото - Википедия.

Рядом с ней по числу жертв стоит и катастрофа 15 июля 1996 году транспортного самолета Lockheed C-130H Hercules под Эйндховеном, на борту которого находился экипаж из 4 человек и 37 музыкантов Королевской армии Нидерландов. И снова причиной стали скворцы, которые уже не посадочной глиссаде попали в воздухозаборники обоих левых двигателей. Самолет кренится на левый борт и падает слева от полосы.

В огне гибнет весь экипаж и 34 пассажира. Вероятно, что одной из причин стало и то, что пожарные не предполагали наличия на транспортном самолете большого количества людей и поняли это только через 20 минут после того, как начали тушить самолет.

Ан-12Б авиакомпании «Атран». Фото - Википедия.

В нашей стране транспортники тоже гибли из-за птиц. 29 июля 2007 года в 4 километрах севернее Домодедово упал самолет Ан-12П б/н RA-93912 авиакомпании «Атран». Борт вылетел с девятью тоннами груза из Домодедово в Омск и далее через Братск в Комсомольск-на Амуре. Спустя 20 секунд после взлета в оба правых двигателя попадают птицы. Экипажу поначалу удалось выровнять самолет, но при этом скорость упала с 295 до 260 км/ч. При столь малой скорости усилий, возникающих на руле направления и элеронах уже не хватало для парировния возникающего крена. Самолет снова накренился, задел крылом за верхушки деревьев и столкнулся с землей. Все семеро членов экипажа погибли.

В завершение следует отметить, что проблема защиты от птиц стоит не только при обеспечении работы аэропортов, но и при организации космических запусков. Благо, до сих пор инцидентов, связанных с воздействием пернатых на взлетающие ракеты-носители отмечено не было. Если, конечно, не считать «Дискавери» STS-70, который при подготовке к старту заклевали дятлы.

Tags: Небо
Subscribe

  • 60 лет!

    ..Не люблю термин СССР 2.0. Потому что будет что-то принципиально новое. Отличающееся от прежнего СССР примерно так же, как он сам, в свою…

  • Внезапно...

    В Российской Империи офицерам запрещалось посещать казино. В Советской России коммунистам запрещалось появляться на ипподроме. А в Российской…

  • «Келдыш» без «Миров»

    ...Минобрнауки готовит к модернизации легендарное научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш». В результате оно больше…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • 60 лет!

    ..Не люблю термин СССР 2.0. Потому что будет что-то принципиально новое. Отличающееся от прежнего СССР примерно так же, как он сам, в свою…

  • Внезапно...

    В Российской Империи офицерам запрещалось посещать казино. В Советской России коммунистам запрещалось появляться на ипподроме. А в Российской…

  • «Келдыш» без «Миров»

    ...Минобрнауки готовит к модернизации легендарное научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш». В результате оно больше…