Храм был построен в XVIII веке и являлся символом города, изображенным даже на его гербе. Одну из своих песен ему посвятили столь любимые в околотуристических кругах барды Александр Гейнц и Сергей Данилов. Простоял более двух веков, пережив карельские непогоды, удар молнии, революцию, Гражданскую и Отечественную войны.
Погиб за 20 минут от руки подростка – сатаниста.
О том, как это произошло, год назад писали довольно много и красочно. Приведу лишь две ссылки:
https://www.mk.ru/social/2018/08/16/sataninskiy-podzhog-v-kondopoge-malchika-sgubili-internet-i-vsedozvolenost.html
https://www.kp.ru/online/news/3203009/
А еще я помню, как 30 лет назад столь же много и красочно писали о «марксистах – мракобесах», взрывающих храмы. И люди, писавшие это, конечно, не предполагали, что через три десятилетия именно стараниями их рук вырастут новые «храмоборцы» - те, которые в качестве родного города на странице в соцсетях будут с гордостью указывать «Ад».
По решению суда несовершеннолетний поджигатель отправлен на психиатрическое лечение. Также уже выделены средства на проект «реставрации», хотя не нужно быть специалистом, чтобы понять, что ни о какой «реставрации» речи уже не пойдет. В лучшем случае – о некоей «реплике», культурная ценность которой будет весьма сомнительной.
А в июле на месте, где некогда стояла Успенская церковь, было вот так:
На ограде - распечатанная на принтере табличка.
Собственно, это все, что осталось. Сухие бревна, к тому же облитые бензином, горели быстро.
Саркофаг, построенный реставраторами. Уж не знаю, каково его назначение - но специалистам виднее.
Вид внутри саркофага.
Часть сгоревших бревен сложена в стороне.
Крест на могиле похороненного рядом с храмом врача сохранился.
В заключение хотелось бы вспомнить вот о чем.
Подросток, спаливший памятник, признан невменяемым. Но на современном политическом поле периодически мелькают вполне сознательные новые «храмоборцы». Понятно, что их появление вызвано в значительной степени не самым благоразумным вмешательством в государственную жизнь со стороны РПЦ. Однако следует понимать, что ни к борьбе за научное мировоззрение, ни к борьбе за светское общество призывы «жечь и рушить» никакого отношения иметь, разумеется, не могут.
Свободными от предрассудков могут быть только образованные люди. Но они не будут свою неприязнь к религии вымещать на культурных памятниках.
Journal information