captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Свобода, равенство, братство под «Весёлым Роджером»

Ээээ.... Ну, флаг, в общем-то, другой был. Как автор вполне справедливо и указал. И причины описал. Но ваш покорный слуга не смог удержаться от романтической метафоры в заголовке. Что не сильно меняет его суть.




Борис ВОРОБЬЕВ

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СТРАНА СВОБОДЫ

I

Нападение было совершено с той стороны, откуда его не ждали. Каждодневно готовые к отражению ударов с моря, колонисты нимало не заботились о защите с тыла, но именно отсюда, из глубины острова, туземцы и нанесли удар. В короткой беспощадной схватке большая часть людей погибла; уцелевшие спешно погрузились на корабли. Но и их судьба оказалась печальной: налетевший ураган погубил всех...

Так, согласно дошедшим до нас письменным источникам, закончила свое существование Либерталия - пиратская республика, располагавшаяся на севере Мадагаскара. Случилось это на рубеже XVII - XVIII столетий...

II

История пиратства изобилует многочисленными красочными эпизодами.

«Джентльмены удачи» прославились буквально во всем. Им принадлежат примеры убийств и грабежей, которые поражают своей жестокостью и бесчеловечностью, но ими же вписаны блистательные страницы в книгу географических открытий, в дело познания тайн и загадок Земли. Но, пожалуй, наибольшее удивление вызывает история возникновения и жизни пиратской Страны Свободы, или Либерталии, чьи законы и установления предвосхитили призывы и лозунги революции - как Великой Французской, так и всех последующих. Например, один из принципов, которым руководствовались «либеры» (так называли себя жители Либерталии), совпадал с начертанным на знаменах восставшего Парижа лишь через сто лет: «Мы провозглашаем равенство всех людей без исключения».

Но с чего же все началось?

Примерно в 1680 году судьба свела в Риме двух людей - французского морского офицера Миссона и монахадоминиканца Караччиоли. Двадцатипятилетний Миссон, закончивший до этого классическую гимназию в одном из городов Прованса и военную академию в Анже, служил в то время на французском военном корабле «Виктуар» («Победа»), которым командовал его родственник граф Клод де Фурбен. Во время одного из плаваний, когда «Виктуар» стоял в Неаполитанском заливе, Миссон получил разрешение побывать в Риме, чтобы ознакомиться с достопримечательностями вечного города. Там, как мы уже сказали, и произошла его встреча с Караччиоли. Монах был старте Миссона, богаче жизненным опытом, но главное-исповедовал оригинальное философское учение, согласно которому Бог, создав людей, в дальнейшем не вмешивался в их жизнь. Именно из-за этого невмешательства, считал Караччиоли, мы и деградировали: вместо добра творим зло и нарушаем нравственные заповеди. Но людей можно исправить, и главным средством такого исправления, по словам Караччиоли, является отмена денег, ибо они - изобретение дьявола, источник всех бед в человеческой жизни.

Миссон был всецело захвачен идеей своего нового друга, а тот, со своей стороны, так привязался к молодому неофиту, что решил больше не расставаться с ним. Сказано - сделано. Не теряя времени, Караччиоли покидает монастырь и нанимается матросом на «Виктуар». Несколько лет корабль плавает в Средиземном море, но в начале 1690 года из Парижа приходит приказ: перебазироваться в Атлантику для охраны французских морских коммуникаций.

И в Средиземном море, и на новом месте Миссон и Караччиоли старались увлечь своими идеями экипаж корабля и наконец добились своего - лишь офицеры не приняли учения новоявленных апостолов, в то время как все матросы попали под их влияние.

Оставалось одно - при случае избавиться от офицеров. И такой случай вскоре представился: у берегов Мартиники «Виктуар» встретился с английским каперским кораблем. Хотя многочасовой бой и закончился победой французов, они понесли тяжелые потери. Из экипажа «Виктуара» в живых осталось около восьмидесяти человек, среди которых - ни одного офицера!

Корабль, таким образом, оказался в руках Миссона, Караччиоли и их сообщников.

Итак, они свободны и владеют кораблем. Дорога к осуществлению сокровенных планов открыта. Миссон и Караччиоди сошлись на одном: отныне «Виктуар» станет маленькой плавучей республикой, которая на всех морях будет нести флаг свободы, равенства и братства. Вперед, к счастливому берегу новой жизни!

Но почему этим берегом оказался именно Мадагаскар, а не, скажем, та же Мартиника или какой-либо другой остров Карибскою моря? Ведь, казалось бы, именно там, где собирались отверженные со всего тогдашнего мира, зерна учения Миссона - Караччиоли могли дать обильные всходы...

Могли бы, но не дали. И дело не в том, что флибустьерские массы не захотели встать под новые знамена, нет.

Против этого были их вожаки. Конец XVII века - период расцвета королевских пиратов, состоящих на службе у самых могущественных монархов того времени. И король английский, и его католическое величество король испанский, и король Франции - все они были в сговоре с виднейшими предводителями пиратской вольницы, все делили с ними огромные доходы oт грабежей судов в море и захватов городов на берегу. Разве мог, к примеру. Генри Морган, этот некоронованный пиратский властитель, позволить своим подчиненным перекинуться на сторону какого-то Миссона?



Свобода и равенство? Сто тысяч чертей! Зачем его ребятам эти ничего не значащие понятия? Они и так свободны - от всяких дурацких законов, написанных еще большими негодяями, чем они сами, и равны перед смертью, которая ожидает их в любом бою. Золото - вот что им нужно. С набитым кошельком каждый ощущает себя свободным и равным если не королю, то, по крайней мере, ямайскому губернатору.

Словом, решено было покинуть Атлантику и перебазироваться в Индийский океан, где, по слухам, пиратские предводители не имели такой силы над своими людьми, как на Тортуге или Ямайке. Но Индийский океан - это в общем и целом; что же касается конечного пункта похода, то им должен был стать Мадагаскар.

Перед тем как распрощаться с Мартиникой, распределили роли. Общим голосованием командиром корабля был избран Миссон, помощником - Караччиоли. В этом вопросе было полное единодушие, зато жаркие споры вызвал выбор флага. Нести по-прежнему французский флаг ни Миссон, ни Караччиоли не хотели, они вступали на новую, неизведанную дорогу, и здесь был нужен иной символ.

Официальный флаг, развевающийся на гафеле «Виктуара», был символом монархии, его цвета не подходили под установления «либеров», поэтому после долгих дебатов на «Виктуаре» был поднят белый флаг с изображением женщины-свободы и с надписью: «За Бога и свободу».

Казалось бы, все разрешилось, однако очень скоро перед экипажем «Виктуара» встала проблема припасов и продовольствия. Как ни крути, а ее можно было разрешить лишь одним путем - ограблением встречных судов. Что и делали, правда, с одной, весьма существенной поправкой к «правилам» - брали только половину припасов. И вовсе не трогали грузов, чем приводили экипажи захваченных судов в полнейшее изумление.

Но вскоре эта процедура подверглась значительной корректировке. В очередной беседе по поводу устроительства свободной республики Караччиоли заявил, что его воззрения на смысл и существо денег переменились. По крайней мере, на ближайшее время. Деньги нужны. Без них невозможна организация республики, поскольку за все - за строительство поселка, за оплату труда рабочих и т.д.- придется расплачиваться звонкой монетой. А раз так, то отныне должно отбирать деньги и драгоценности у пассажиров захваченных судов.
Как видим, вступить на путь праведный оказалось не так-то просто.



Pirate Party. Andy Thomas.

Из многих встреч в океане особо следует выделить одну, у берегов Западной Африки. Там «Виктуар» захватил голландский корабль, везший черных рабов. Это так возмутило Миссона и Караччиоли, что они, не сговариваясь, забыли о правилах, установленных ими же: голландское судно было выпотрошено подчистую. Колодки с невольников сбили и выбросили за борт, а бывших рабов объявили свободными и высадили на побережье. Но не всех - одиннадцать африканцев изъявили желание пополнить ряды экипажа «Виктуара». Их примеру последовала и часть команды «голландца», что вскоре привело к трениям. Голландские моряки, непривычные к порядкам на «Виктуаре», где давно уже было искоренено пьянство, потребовали рома, а когда им отказали, попытались возмутить французских матросов. Лишь вмешательство Миссона, пригрозившего голландцам палочным наказанием, восстановило порядок.

У мыса Доброй Надежды «Виктуар» выдержал бой с двумя английскими кораблями. Один из них был захвачен, и Караччиоли стал его командиром.



Теодор Гюден. «Морской бой ночью».

Этот бой имел важные последствия: пришлось изменить маршрут, чтобы высадить пленных англичан. Высаживать их на Мадагаскаре, куда практически не заходили европейские корабли, Миссон и Караччиоли не стали. Поэтому решили идти на Коморские острова, которые посещались европейцами и откуда пленным было легче вернуться на родину.
На Коморах в качестве основной базы был выбран остров Анжун. Там Миссон и Караччиоли пробыли несколько месяцев, за время которых случилось немало важных событий.
Во-первых, пришлось участвовать в войне - защищать королеву Анжуна от султана острова Мохели. Во-вторых, заключать мир с султаном. А в-третьих, после мировой и Миссон, и Караччиоли, и многие из экипажей женились. Миссон - на сестре королевы, Караччиоли - на дочери брата королевы, остальные - в зависимости от своего вкуса. И лишь после этого продолжили путь к Мадагаскару. Но судьба ставила на пути все новые и новые преграды. В Мозамбикском проливе, уже неподалеку от цели, встретили 60-пушечный португальский корабль (Индийский океан в те времена был вотчиной Португалии). Разгорелся бой. Победа далась дорогой ценой - погибло три десятка матросов, Караччиоли лишился ноги.
И все же они достигли Мадагаскара - в 1694 году «Виктуар» и «Бижу» (так назывался захваченный корабль) встали на якорь в бухте Диего-Суарес. Скалистые берега бухты как нельзя лучше отвечали требованиям защиты, поэтому здесь и решили заложить поселение. Возводили его сто с лишним человек с «Виктуара» и «Бижу», а также четыреста жителей Анжуана, которых королева острова послала в помощь Миссону. Через несколько месяцев совместными усилиями построили жилой поселок, склады и пакгаузы, оборонительные форты и даже док, где впоследствии строились и ремонтировались корабли. Назвали поселение Либерталией, Страной Свободы.

Сто с небольшим человек постоянных жителей (анжуанцы спустя четыре месяца вернулись домой) - слишком мало для того, чтобы заниматься полезным трудом, ходить в море и защищать республику, поэтому Миссон разослал письма к пиратам на все моря с призывом присоединиться к «республиканцам» и совместно строить новую жизнь. Первыми на призыв откликнулись мадагаскарские пираты, базировавшиеся на юге острова, за ними к Миссону пришла часть моряков с корабля знаменитого капитана Кидда, а затем прибыл не менее известный карибский пират Томас Тью. Желая доказать, что его решение не имеет обратного действия, Тью передал в собственность республики свой шлюп.

Он очень пригодился «либерам». На нем Тью по поручению Миссона охотился на обоих океанах - Индийском и Атлантическом - за невольничьими судами, брал их на абордаж и освобождал рабов. Часть из них не всегда возвращалась на родину, а просила своих избавителей принять их в свои ряды.

Число жителей Либерталии, таким образом, неуклонно возрастало, и когда наступил час испытаний, в общине Миссона и Караччиоли насчитывалось не менее восьмисот человек.
А час этот пробил. Португалия, куда дошли слухи о Либерталии, не могла смириться с тем, что кто-то посягает на ее владения. К Мадагаскару послали эскадру из пяти кораблей с одной-единственной целью - уничтожить Либерталию, дабы другим неповадно было селиться в чужих землях.

Эскадра осадила поселение. Казалось, артиллерия кораблей и десант не оставят камня на камне, однако осажденные выстояли. Форты вели прицельный огонь по нападавшим, а Миссон со всем своим флотом вышел в море и напал на португальскую эскадру. Разгорелся жаркий бой, и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы на помощь Миссону не подоспели пираты из бухты Святого Августина. Под натиском двойных сил португальцы отступили, неся большие потери.

libertal1-630x310.jpg

Как часто бывает, победа принесла с собой чувство опьянения, эйфории, а оно, в свою очередь, раздуло страсти, которые никогда не угасали в душе давних соперников - англичан и французов. Находясь во время боев по одну сторону укреплений, они после победы завели долгий спор о том, чьи заслуги в разгроме португальцев весомее. Голос разума был утерян, спорящие стороны взялись за оружие. В практике пиратов это обычное дело, но Миссон и Караччиоли не могли допустить, чтобы в Либерталии действовали старые обычаи и правила. Требовалось выработать новые законы, обязательные к исполнению каждым членом нового братства. Этим и занялись незамедлительно отцы-основатели Либерталии, пригласив к себе в помощь Томаса Тью.

Первое, что решил триумвират,- составить свод законов, то есть конституцию, и утвердить ее. Для этого от каждого десятка общинников выбирался депутат, из коих должен был состоять парламент Либерталии. Он разместился в специально построенном для него доме, и первую официальную речь на «сессии» произнес Караччиоли. Смысл ее сводился к тому, что только крепкая централизованная власть способна поддерживать должный порядок в Либерталии, и предложил создать орган исполнительной власти - постоянный совет. Его главой избрали Миссона, присвоив ему титул сохранителя конституции. Сам Караччиоли получил должность статссекретаря, а Томас Тью стал адмиралом либерталийского флота.

Согласно конституции все жители Либерталии независимо от цвета кожи, прошлых дел и заслуг объявлялись равными в правах. Отменялась частная собственность - взамен ее учреждалась общая казна, откуда брались средства для удовлетворения потребностей всех граждан республики.

Запрещалось употребление бранных слов, азартные игры раз и навсегда оставались за рамками закона. Труд считался обязанностью каждого гражданина.

Таковы были основные положения либерталийской конституции. Как видим, они очень походили на те, которые известны нам по средневековым утопиям, таким, например, как «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.

Когда заботы обустройства отошли на задний план, Миссон занялся расширением границ республики и установлением связей с пиратами, жившими в других частях острова, и с местными племенами. Туземцам была обещана помощь и защита от нападений извне, а к пиратам направили на «Виктуаре» посла - Томаса Тью. Сам же Миссон на «Бижу» ушел в океан на свободную охоту - надо было пополнять общинную казну. В Либерталии, таким образом, остался один Караччиоли.

Дальнейшие события развернулись самым неожиданным и трагичным образом. Во-первых, не удалось договориться о взаимодействии с пиратами восточного побережья. Ими верховодил в то время англичанин Джон Эйвери, а он, по давней традиции, не хотел усиления французского влияния на Мадагаскаре. Во-вторых, пока Томас Тью вел переговоры, начался сильнейший шторм. «Виктуар», стоявший на открытом рейде, был сорван с якоря и брошен на прибрежные рифы.

Корабль, долгое время верой и правдой служивший Миссону и его сподвижникам, погиб вместе со всем экипажем. В живых остались лишь Тью да несколько человек, сопровождавших его в разъездах по острову.

В-третьих - и это было роковым моментом всей истории, - в одночасье погибла Либерталия. Мальгашские племена, жившие в глубине Мадагаскара, ничем не связанные с «либерами», воспользовались уходом Миссона и напали на город. Одноногий Караччиоли возглавил оборону, но силы были не равны. Караччиоли погиб в бою, а с ним и почти все жители Либерталии, в том числе и жена Миссона.



Позднейшие исследователи, разбирая этот эпизод, выдвинули версию, что нападение могло быть организовано Джоном Эйвери, которому конкуренция со стороны Миссона и его «либеров» была абсолютно ни к чему.

Подтверждений этому нет, но в качестве рабочей гипотезы эту мысль принять можно.

Остается сказать о судьбе Миссона и Томаса Тью. Они встретились на развалинах Либерталии и отдали последние почести погибшим, после чего Тью предложил Миссону вернуться в Атлантику, на острова Карибского моря, но Миссон не принял приглашения. Его неудержимо потянуло на родину, во Францию, и на вновь построенном шлюпе («Бижу», как и «Виктуар», погиб в тот достопамятный шторм) с командой из пятнадцати человек он направился к мысу Доброй Надежды. Во время прощания с Тью Миссон передал одному из его людей, французу по происхождению, рукопись, в которой Миссон на протяжении долгих лет описывал события, связанные с Либерталией. Из нее-то потомки и узнали о существовании этой своеобразной республики.

Самому Миссону не удалось добраться до Франции - его шлюп погиб во время бури у мыса Игольный. Что же касается Тью, то и он нашел свою смерть в океане. Недолго пробыв в Атлантике, он вернулся в Индийский океан и пал при абордаже корабля Великого Могола в Красном море.

III

- Ну и что? - скажет дотошный читатель.- Все это мы уже знаем - например, из «Истории морского пиратства» польского публициста Яцека Маховского.

Читатель, как всегда, прав. Но не совсем. Начнем с того, что для всех, кто более-менее профессионально занимался изучением пиратства в Атлантическом и Индийском океанах, основными источниками были две книги: «Пираты Америки» А.О. Эксквемелина и «Всеобщая история пиратов» капитана Чарльза Джонсона.

Первая к нашей теме касательства не имеет, зато вторая является тем кладезем, откуда почерпнуты все сведения о Либерталии. Книга эта, вернее, первый ее том, была издана в Лондоне в 1724 году и имела длинное название: «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми пиратами, а также их нравы, их порядки, их вожаки с самого начала пиратства и их появления на острове Провидения до сих времен». Она содержит в себе огромное количество фактического материала, отличается подкупающей достоверностью и вообще написана с таким знанием дела, что трудно было даже усомниться в очевидном: автор подобного повествования не мог не быть свидетелем описываемых событий.

Наиболее сенсационна часть книги, озаглавленная «Рукопись капитана Миссона». Именно здесь изложена беспримерная история Либерталии, внезапно возникшей и столь же внезапно исчезнувшей из памяти людей и с географических карт. Разумеется, и эту часть на протяжении двух с лишним веков никто не подвергал ни малейшему сомнению.
Однако в истории науки есть немало эпизодов, когда рано или поздно находится человек, который опровергает нечто, казалось бы, устойчивое и вечное...

Похожее произошло и с «Историей» Джонсона. Началось с того, что заинтересовались личностью автора: кто такой все-таки этот таинственный капитан? Откуда черпал сведения? И вообще - мог ли рядовой участник событий изложить их столь талантливо?

И в конце концов грянул гром: в начале 70-х годов американский литературовед Джон Роберт Мур заявил: автор «Всеобщей истории пиратов» есть не кто иной, как... классик английской литературы Даниэль Дефо!



А в нашей стране об этом же сказал в одной из своих работ Дмитрий Урнов, человек разнообразных интересов и дарований.

Итак, капитан Чарльз Джонсон и Даниэль Дефо - одно и то же лицо?

Не станем утверждать однозначно, хотя основания достаточно веские.

Прежде всего - несомненное стилистическое сходство обоих произведений. Но даже если так, имелись ли хоть какие-то реальные основания для событий, описанных в «Рукописи капитана Миссона»? Или она - искусно сделанный апокриф, написанный с какой-то определенной целью? Скажем, как писала в свое время газета «Мадагаскар матэн», «для иллюстрации своих политических теорий о праве каждого человека на жизнь (предвосхитив Джефферсона), отрицания смертной казни, равенства всех людей (предвосхитив французскую революцию), несправедливости рабства».

Конечно, в том, что кто-то что-то выдумал, криминала нет. Но сведения о Либерталии попали, например, в многотомное «Собрание старинных дел, касающихся Мадагаскара», подготовленное французскими учеными Альфредом и Гийомом Грандидье еще в 1905 году; о Либерталии писал в своих книгах современный французский историк Юбер Дешан; факты из «Рукописи капитана Миссона» включены в многотомную «Историю Черной Африки», выпущенной в свет в 1966 году. Газетным же и журнальным статьям на эту тему несть числа. И если абсолютно точно докажут, что Либерталия - плод фантазии, то часть мировой истории придется пересматривать.

А это уже серьезно.

«Техника – молодежи» № 12 1993

Tags: Океан, Острова, Социум
Subscribe

  • Мысли о книге Анастасии Ширинской-Манштейн

    Воспоминания Анастасии Ширинской-Манштейн, посвящённые судьбе Русской эскадры, ушедшей из Крыма в 1920 году и известные под названием «Бизерта.…

  • Эх, народец нынче хилый...

    Собственно, на второй неделе февраля началась та зима, которая в годы моего детства начиналась на второй неделе декабря и держалась до начала марта.…

  • Фраза недели

    По итогам вчерашнего дня каждая сторона записала себе победу. Ну и, - да, фраза недели. «Ребята, берегите «Росгвардию». Через…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments