captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Послесловие о «Суперджете» в неудобном ракурсе

Деловая интернет-газета «Взгляд» под заголовком «Авиароботы превращают летчиков в недоучек» опубликовала материал на тему обстоятельств катастрофы пассажирского самолета Sukhoi Superjet SSJ100 (RA-89098) авиакомпании «Аэрофлот» в московском аэропорту «Шереметьево» 5 мая 2019 года. С полным его текстом желающий может ознакомиться по ссылке, а здесь приведу лишь некоторые выдержки.



Расследование катастрофы «Суперджета», похоже, приводит к выводу о вине экипажа. Однако проблема гораздо шире, чем просто предполагаемая ошибка летчиков во время посадки. Современные авиалайнеры превратились в «компьютеры с крыльями», и у летчиков все меньше практики работы, что называется, «на руках». [***]

...Сообщалось, что электронные системы авиалайнера отказали из-за удара молнии. Летчикам, которые традиционно при посадке во многом полагаются на автоматику, пришлось сажать самолет, что называется, полностью вручную. Но то, как в итоге произошла посадка, позволяет подозревать крайне низкую квалификацию летчиков. Возможно, привыкнув к электронным помощникам, они уже не могли справиться без них? [***]

...Эксперты отмечают, что современные летчики почти разучились производить ручное пилотирование, а компьютерные программы, управляющие самолетами, порой дают сбой. И это не их вина – суть в том, что современные лайнеры по сути превратились в летающие компьютеры. Косвенно это признал и концерн Boeing, чьи самолеты дважды падали в последнее время. Компания признала, что автопилот не работал исправно на всех самолетах, доставленных клиентам. Это подтвердил лично генеральный директор компании Деннис Муйленбург, который согласился, что вина за катастрофы 737 MAX 8 в Эфиопии и Индонезии лежит на программном обеспечении.

Что же могло стать причиной трагедии с Sukhoi Superjet 100? Сбой программы или низкая подготовка пилотов?

«Никакого опыта у летчиков, летающих сегодня на Boeing и Airbus, где есть программа, практически нет. Летчики разучились ручному визуальному пилотированию», – сказал газете ВЗГЛЯД вице-президент профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.

По мнению эксперта, версия о вине экипажа в трагедии с Sukhoi Superjet 100 вполне обоснованна. По его словам, раньше пилот набирался опыта год за годом. Однако современному пилоту не хватает практики визуального управления самолетом, так как он постоянно использует автоматические и программные средства. Малиновский пояснил, что пилоты за время перелета, например, из Москвы в Нью-Йорк лишь одну–две минуты физически управляют самолетом в начале и в конце полета, а все остальное время самолет ведет компьютерная программа.

С ним солидарен и заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. Он объяснил газете ВЗГЛЯД, что в нынешних реалиях летчики не чувствуют свой самолет «пальцами», как было раньше. «Это попытка сделать из командира корабля компьютерного оператора. Командир корабля фактически теряет навыки ручного пилотирования, и в случае отказа электроники все кончается трагедией», – сказал Смирнов.

Эксперт тоже подозревает, что катастрофа в Шереметьево произошла из-за ошибки пилотирования. Без электроники сейчас не обойтись, все самолетостроение в мире сейчас ориентировано на автоматику, а над проблемой нехватки пилотами опыта физического управления самолетом «сейчас уже задумываются во всем мире, в том числе в Международной организации гражданской авиации», отметил Смирнов.


Собственно, именно то, о чем Капитан Миссон писал ранее, сейчас подтверждают и маститые авиационные специалисты.  Разумеется, существует и другое мнение, которое «Взгляд» в своем расследовании не может не привести:

С Малиновским и Смирновым не согласен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Он считает, что прогресс не остановить и все равно полагаться надо на автоматику, а не на ручное управление. Однако в любом случае пилоты обязаны уметь сажать любой самолет в том числе вручную.

«Во время учебы основную часть времени пилотов учат именно ручному управлению. Другое дело, что на практике, уже в воздухе, предпочтение они отдают автоматическим системам. Современная электроника на несколько порядков надежнее и точнее человека и ошибается на порядки реже», – сказал Гусаров газете ВЗГЛЯД. Он добавил, что аэропорт Шереметьево, например, имеет третью категорию посадки с практически нулевой видимостью, при которой «ни один человек посадить самолет руками не сможет».


Что можно сказать на эту тему?

Роман Владимирович прав в том, что «прогресс не остановить». И в данном случае обусловлено это банальной экономикой. Ведь действительно, если раньше при плохой погоде в аэропорту назначения рейс приходилось отменять, то сегодня в большом количестве случаев это уже не обязательно, поскольку вместо несовершенного человека самолет посадит совершенная автоматика. А каждая отмена рейса - это убытки, это потеря прибыли авиакомпанией. Конечно, перевозчики будут заинтересованы в максимальной автоматизации перелета и его наиболее критических этапов.

Но надеяться на то, что в условиях такого «прогресса» удастся сохранить профессиональный уровень специалистов-людей, по меньшей мере, наивно. И сама постановка вопроса, при которой «все равно полагаться надо на автоматику, а не на ручное управление. Однако в любом случае пилоты обязаны уметь сажать любой самолет в том числе вручную.» уже несет в себе противоречие. Потому что любая, даже самая крутая летная школа, дает человеку лишь первоначальные навыки. А опыт, который позволяет выходить из критических ситуаций, можно наработать только на протяжении многих и многих лет профессиональной деятельности. В тех условиях, когда «пилоты за время перелета, например, из Москвы в Нью-Йорк лишь одну–две минуты физически управляют самолетом в начале и в конце полета, а все остальное время самолет ведет компьютерная программа» наработка такого опыта просто нереальна. Более того - даже те навыки, которые получены при обучении, неизбежно будут замыливаться, стираться, утрачиваться.

Человек, который с определенного момента начнет всю информацию получать только в видеоформате через экран, когда-нибудь разучится читать.

Человек, который свои мысли излагает лишь с помощью клавиатуры, рано или поздно разучится писать - кстати, затруднения с ручным письмом уже сегодня испытывают многие мои сверстники.

Можно ли ожидать того, что пилот, который в своей повседневной практике выполняет лишь роль оператора-наблюдателя, не разучится управлять самолетом? Вопрос риторический.

Столкнувшись с такой проблемой, перевозчики будут вынуждены, рано или поздно, признать, что человек на борту вообще не нужен, поскольку от него и проку-то особого нет. И вот с этого момента начинается самое интересное. Потому что авиапроизводители, в принципе, уже в ближайшее время будут готовы выпустить на рынок беспилотные летательные аппараты, предназначенные для перевозки людей. Но вот вряд ли перспектива лететь на таком изделии вызовет большой восторг у обывателя. Таким образом, внедрение подобной новинки может снова оказаться чреватым потерей клиента и, как следствие, прибыли.

Какой из этого следует вывод? В обозримом будущем тенденция сохранится - перевозчики будут продолжать эксплуатировать «летающие компьютеры», которые в состоянии самостоятельно осуществить посадку в условиях нулевой видимости. В их кокпитах для прихологического успокоения обывателя будут находиться пилоты, от которых в реальности мало что будет зависеть. Но обыватель не будет об этом знать, продолжая надеяться на то, что в случае чего его обязательно спасет «профессионал». То есть наличие пилота на борту можно будет рассматривать, как некий маркетинговый ход.

А когда жареный петух клюнет в известное место - государственные органы показательно покарают сплоховавшего «профессионала». Дадут выпустить пар сторонникам поддержки отечественного производителя и их оппонентам, призывающим ориентироваться на проверенные временем мировые бренды. Объявят траур. Выплатят компенсации. И все останется без изменений.

Потому что ни одна самая умная автоматическая система не в состоянии вмешаться в работу глобальной общественной системы, созданной самим человеком. Имя которой - капитализм.

Сломать эту систему под силу только тому, кто ее и создал - человеку. При условии, конечно, что он не будет всю свою жизнь доверять умной автоматике, благодаря которой скоро разучится не только летать - но и читать, и писать, и думать.

Tags: На рею!, Социум
Subscribe

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments