Не имеющая аналогов в мире платформа предназначена для круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно сможет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без привлечения ледокола, принимать тяжелые вертолеты МИ-17. Согласно условиям контракта, судно будет передано заказчику в 2020 году.

Фото - «Север-Пресс»
Таким образом, полярные исследования вступают в новую стадию, которая будет серьезно отличаться от предшествующей. Причем отличия эти будут по своей значимости сравнимы с теми, которые превнесло в эту область появление авиации в 1920-е годы.
Для организации дрейфующего лагеря на льдине необходимо, в первую очередь, найти подходящую льдину, которая, как минимум а) находится в интересующем ученых районе; б) достаточно велика для организации лагеря; в) достаточно прочна для посадки тяжелых самолетов; г) обещает оказаться достаточно долговечной. Кстати - последний пункт обычно в начале функционирования станции далеко не очевиден, и историй экстренных эвакуаций полярники вам могут рассказать немало.
С появлением же таких дрейфующих платформ почти все эти проблемы снимаются. Судно само добирается в нужную точку, при этом требование к качеству льдин в интересном районе существенно снижается, даже если необходимо вести исследования непосредственно со льда. Ведь одно дело высадить небольшую группу, пусть даже с палатками и вездеходами, а совсем другое - принять транспортник типа Ан-12 или Ил-76. Да и сама необходимость в привлечении тяжелых транспортников, по-видимому, снимается - основные грузы доставляются вместе с платформой. Осуществлять же ротацию смен, доставлять расходные материалы и при необходимости эвакуировать больного или пострадавшего можно и с помощью вертолета. Для которого уже готова посадочная площадка, и можно не беспокоиться о том, что в самый критический момент через нее пройдет трещина.
Ну и, наконец, - не просто существенно, а радикально изменяется быт. Понятно, что каюта платформы будет гораздо более благоприятной для жизни, чем палатка на льдине. Да и мечтать «о горячей ванне» (надеюсь, все вспомнили, откуда цитата) больше не придется.
И очень похоже, что целая эпоха «героической Арктики» уходит в прошлое. Остается вопросом - уйдет ли в прошлое вместе с ней и сформировавшаяся десятилетиями субкультура «полярного братства», которая самим своим появлением была обязана, вообще-то, именно особым условиям существования дрейфующих станций? Когда именно условия эти формировали людей и спаивали коллективы?
Journal information