captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Парад трамваев в Москве

Парад трамваев, приуроченный к 120-летию начала организации трамвайного сообщения, состоялся 20 апреля в Москве.

Колонна сохранившихся и восстановленных вагонов проехала от улицы Шаболовка по Серпуховскому Валу, Дубининской и Новокузнецкой улицам, Большому Устьинскому мосту, Яузскому и Покровскому бульварам. А основное действие состоялось на Чистопрудном бульваре, где желающие могли уже более тщательно осмотреть ретро-технику.
К сожалению, ваш покорный слуга не располагал необходимым для этого количеством времени. Тем более, что погода на этот раз была ясная, что, конечно, сказалось на количестве желающих приобщиться к старине. По Чистопрудному бульвару со стороны центра, где остановились наиболее интересные для экскурсантов экземпляры, даже просто пройти было затруднительно.

Поэтому пришлось ограничиться лишь съемкой снаружи в момент прибытия колонны на стоянку. Сделанные фото предлагаю вашему вниманию ниже.


Открывает парад вагон конно-железной дорогис "империалом" (вторым ярусом). Изготавливались вагоны с 1872 и до конца XIX века во Франции окмпанией "Боннар и Ко", на московских улицах работали с 1872 и до 1911 года. Не смотря на то, что кузов был деревянный,  общая маса вагона достигала 4 тонн. Обслуживался двум человеками - кучером и кондуктором. Приводился в движение пароконной упряжкой, к которой на крутых подъёмах добавлялись ещё 1 - 2 пары лошадей.

В салоне могли размещаться 20 пассажиров, в "империале" - 18, причем женщины на верхний ярус не допускались.

Данный вагон восстановлен в 1999 году на базе оригинальной ходовой части, долгое время использовавшейся в трамвайном депо имени Апакова в качестве передвижной ремонтной вышки.





Моторный вагон класса "Ф" ("фонарный"). Свое прозвище получил за крышевой фонарь, через который освещался салон. Выпускался в 1907-1914 годах, в Москве эксплуатировался с 1908 и аж до 1960 г.! Самый распространённый тип трамвайного вагона в дореволюционной Москве. Для сиденья было оборудовано 19 мест, при массе 16,4 тонны вагон разгонялся до 40 км/ч - больше не позволяли маломощные двигатели. «Фонарный» вагон, как и все дореволюционные трамваи, оснащали электрическим и пневматическим оборудованием, поставлявшимся различными иностранными компаниями: «Сименс и Гальске», «Всеобщая компания электричества» (AEG), «Вестингауз» и т.д. - отечественных комплектующих изделий не было.

Вагон, представленный на фестивале - №164 - был построен на Мытищинском заводе в 1908 году. Как пассажирский эксплуатировался до 1940-х годов, затем переоборудован в грузовой. Восстановлен в первоначальном виде в конце 1980-х. Характерно - в этом вагоне уже присутствует входная дверь, которая появилась только после модернизации парка имеющихся вагонов такого класса в конце 1940-х. До того вместо двери была лишь перегородка - именно поэтому в вагон можно было вскочить и спрыгнуть с него на ходу, чем охотно пользовались не только "зайцы", но и карманики.



Моторный вагон типа БФ ("бесфонарный"). Выпускался на Коломенском машингстроительном заводе в 1925-29 годах, эксплуатировался вплоть до 1970 года. Первый трамвай, выпущенный советской промышленностью. Данный вагон №932 был построен в 1927 году, в эксплуатации в качестве пассажирского до 1965 года, затем использовался, как буксир на заводе. Восстановлен в 1988 году.

Хорошо видно сцепное устройство - так называемая "колбаса" и площадка, которая при экстренном торможении опускалась вниз и, если причиной торможения был упавший на рельсы человек, она подхватывала его, защищая от колёс. Да, в 20-е - 30-е годы невнимательным пешеходам на улицах угрожал не столько автомобиль (их было тогда не очень много, к тому же, при необходимости, остановить легкий автомобиль было гораздо легче,  чем многотонный вагон), а трамвай.



Похожий с переднего ракурса, но совсем другой вагон КМ - "Коломенский моторный". Выпускался в 1926 - 1935 годах, в Москве эксплуатировался с 1926 до 1974. Вагон № 2170 выпущен в 1930 году, перевозил пассажиров до 1970, затем использовался в качестве буксира путеизмерительного вагона. Восстановлен как исторический экспонат в 1987 году, знаменит тем, что именно в нем Жеглов с Шараповым брали Кирпича.

Именно "КМ" был в своё время создан образ гремящего неторопливого трамвая, злобно грохочущего и всегда переполненного. И неудивительно - его работа пришлась на период самого стремительного роста трамвайной сети в Москве.

Маломощные двигатели "Ф" не позволяли ему работать с двумя прицепными вагонами. Поэтому в условиях роста пассажиропотоков был разработан новый вагон - более вместительный и уже четырёхосный. Кузова вагонов имели смешанную деревянно - металлическую конструкцию. Створчатые двери открывались как на левую, так и на правую сторону, причем они не были оборудованы пневматическим приводом и открывались вручную. Первоначально кабина водителя отсутствовала, он работал стоя на передней площадке прямо среди пассажиров. Отопление отсутствовало. Сиденья были деревянными, освещение осуществлялось лампами накаливания без плафонов (в то время электричество все еще оставалось предметом восхищения, лампочка сама по себе считалась достаточно красивой, чтобы не прятать ее в плафон, да и экономили на этом). При отправлении кондуктор, сидевший возле задней двери, отправляла вагон, дергая за веревку со звонком.



А вот такие вагоны вышли на московские улицы уже после Победы. КТМ-1 — односторонний моторный высокопольный трамвайный вагон. Уже с цельнометаллическим кузовом, но пока еще двухосный - при разработке вагона исходили из того, что использовать его придется в трамвайных хозяйствах со слабой ремонтной базой (только-только окончилась война), для которых эксплуатация трамваев более современной конструкции была бы довольно проблематичной. В силу той же причины многие хозяйства имели изношенные пути, которые существенно затрудняли эксплуатацию более удобных и вместительных, но при этом и более тяжёлых трамваев. В то же время на линиях с не очень большими пассажиропотоками двухосные вагоны ещё вполне могли справляться со своими задачами.



МТВ-82 уже был и гораздо более вместительным, и более удобным - появились мягкие сиденья, печи отопления, отдельная кабина водителя, лампы освещения с плафонами.  Интересный факт - корпус вагона вначале был полностью унифицирован с корпусом троллейбуса МТБ-82, которому, судя по исторической привязке, посвящена известная песня Окуджавы, причем троллейбус по разработке был "старше" примерно на год. Только трамваи окрашивались в темно-красный цвет, а троллейбусы - соответственно, в синий. В ходе эксплуатации, однако, обнаружилось, что трамваи с троллейбусным корпусом вписываются не во все повороты, потому в модификации МТВ-82А корпуса пришлось немного "заузить". И именно этот вариант стал впоследствии основным.МТВ-82 выпускались в 1947 (выпущено только 35 вагонов), МТВ - 82А - с 1948  по 1961 год, эксплуатировались до 1981 года, правда- я не помню, чтобы где-то их видел "вживую", наверное, последние экземпляры доживали своё на каких-то отдалённых от нашего района линиях. Данный вагон №1278 был построен в 1948 году,  с 1976 работал на трамвайно-ремонтном заводе в качестве буксира, востановлен в 1990 году.



Следующий экземпляр - РВЗ-6.
Выпускался на Рижском вагоностроительном заводе в 1960-1975 г.г., и был первым советским трамваем, в требования к которому был заложен такой фактор, как бесшумность. В Москве эксплуатировался до 1966 года, когда произошло ташкентское землетрясение, и все вагоны этого типа были переданы в качестве братской помощи - столица уже начала к тому времени всё более и более переходить на чешские вагоны.
Данный 222-й вагон выпущен в 1965 году и эксплуатировался в Коломне, в 1999 восстановлен в качестве музейного экспоната.



Первые "Татры Т-2" появились в Москве ещё в 1959 г. К этому времени в городе в трамвайном хозяйстве явно ощущалось некое отставание от времени - в парках преобладали двухосные моторные вагоны БФ, четырехосные КМ и МТВ-82 (не смотря на свою новизну, обладавший рядом эксплуатационных недостатков), двухосные прицепные типа С. На линиях оставались даже ещё и вагоны типа Ф!  Вся эта грохочущая армада, особенно довоенные вагоны, уже не могла соответствовать образцово-показательному лицу "столицы социалистического мира".

Вопрос был решен в рамках "социалистической взаимопомощи". "Татры Т-2" стали первыми импортными вагонами, поступившими в Москву. И с самого своего появления в корне изменившие представление о трамвае, как о транспорте.

"Татра Т-2" выпускался на заводе "ЧКД "Прага" в период 1958 - 1963 г.г., в Москве эксплуатировался с 1959 по 1981 г. Вагон № 378 был построен в 1960 году, после списания в 1975 долгое время использовался в качестве склада. Восстановлен в 1999 году.



Ну и, наконец, вагон, на протяжении почти полутора десятилетий фактически монопольно определявший облик города,и в сознании детей начала 80-х являвшийся единственной ассоциацией, возникавшей при слове "трамвай". Конечно, "Татра - Т3", с которой уже и у многих читающих этот текст, пожалуй, связано немало воспоминаний.





"Татра Т-6" эксплуатировалась в Москве с 1984 по 2006 годы в количестве... двух единиц.



"Татра Т7В5". Таких вагонов было произведено 7 штук - 3 в 1988 и 4 в 1993 году, все они поступили в Москву в Краснопресненское трамвайное депо. Последний вагон данного типа №3323 проработал с пассажирами до 17 ноября 2010 года, после чего поступил в музей городского пассажирского транспорта.

В целом, конечно, фестиваль очень интересный и полезный, особенно для детей. К сожалению, как и любое массовое мероприятие такого рода, он несет в себе противоречие  - чем интереснее экспозиция и лучше погода, тем больше желающих прийти, тем более непроходимы толпы и, соответственно, тягостнее общее впечатление.



Tags: Москва
Subscribe

  • Там, за горизонтом...

    «Когда летчик перестаёт замечать и ценить такую красоту он перестаёт быть летчиком и становится обычным пользователем авиационного…

  • Отставка Сергея Крикалёва

    ...Съемки коммерческого фильма на борту МКС решено провести, а всех, кто высказывает сомнения в целесообразности и своевременности такого…

  • Поцелуй через монитор

    …Недавно в США состоялось совещание ведущих учёных – океанологов, темой которого был вопрос: «Будущее погружений под воду…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments