captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Аварийная посадка в Жуковском



Ил-38SD б/н IN-306, март 2017, аэродром Жуковский. Фото с сайта https://russianplanes.net, автор - Анатолий Бурцев


По телевизору все каналы наперебой рассказывают о посадке в Жуковском аварийного Ил-38SD ВМС Индии (б/н IN-306). При этом журналисты, как и водится, строят репортаж так, что непосвящённому из него мало что понятно, за исключением того, что самолёт «упал на нос», и что российские лётчики - молодцы.

Что же произошло в Жуковском? С какой ситуацией столкнулись наши лётчики и почему эта ситуация настолько сложна?

Шасси большинства современных гражданских (да и военных тоже) самолётов построено по схеме с передней опорой. При этом основные стойки, воспринимающее основной вес самолёта, расположены позади его центра масс, а дополнительная носовая – впереди. Основных стоек, как правило, две, хотя на тяжелых самолётах их может быть и больше – например, на Boeing-747 или А-380 их четыре. Носовая опора шасси в подавляющием большинстве случаев одна, хотя и здесь бывают исключения - например, на транспортном Ан-124 их две.

Если вспомнить фильмы о Войне, то даже неспециалист заметит, что самолёты той поры в подавляющем большинстве своём имели другую схему шасси – с хвостовой опорой, которая была фактически основной схемой шасси самолётов начала-середины прошлого века. Каждая из этих схем имеет свои преимущества и недостатки. Однако в современной авиации, использующей реактивные двигатели и оборудованные аэродромы с бетонными полосами, преимущества схемы с носовой опорой при штатной эксплуатации самолёта оказались решающими. Но один из основных недостатков этой схемы проявляется как раз в аварийной ситуации.

Для самолёта с хвостовой дополнительной опорой шасси её отказ мало критичен – да, хвостовая часть будет повреждена, потёрта о покрытие полосы, но сам самолёт не пострадает, а повреждения будут небольшими и легко устранимыми. А вот если не выйдет при выпуске или не встанет на упоры носовая опора – серьёзной аварии уже не избежать. Потому что в этом случае самолёт будет «вспарывать» покрытие своей носовой частью, которая, в свою очередь, будет при этом активно разрушаться от встречных ударов. А ведь именно в носовой части расположена и кабина пилотов…

В то же время, такие прецеденты в авиации уже бывали неоднократно, и во многих из них даже заканчивались без тяжёлых последствий. Каким же образом это удавалось?

Если посмотреть видео посадки самолета с носовой опорой, то отчетливо видно, что покрытия полосы первыми  касаются основные опоры (именно они воспринимают наибольшую динамическую нагрузку при посадке, и именно удар ими о поверхность полосы мы слышим и ощущаем каждый раз, когда приземляемся на пассажирском лайнере). Нос самолёта при этом поднят, и, пока самолёт бежит по полосе, снижая скорость, носовая опора ещё долгое время полосы не касается, остаётся как бы висеть в воздухе. По мере того, как самолёт сбрасывает скорость, нос его опускается, и, наконец, носовая опора тоже касается полосы. После этого самолёт, фактически, становится автомобилем.

Понятно, что и в случае, если носовая опора не функционирует, носовая часть, рано или поздно, всё равно опустится. Только касание произойдёт уже не покрышками шасси, а непосредственно корпусом самолёта. Это по-любому нехорошо, и последствия в любом случае будут неприятными, но степень разрушения (и, соответственно, возникающей опасности) можно снизить. Для этого от пилота требуется как можно дольше удерживать катящийся по полосе самолёт на основных стойках. То есть, воздействуя на рули высоты и прижимая к земле хвостовую часть, как можно дольше удерживать носовую часть приподнятой и постараться до момента касания ею полосы максимально сбросить скорость. Потому что чем меньше будет скорость касания – тем меньшими будут и последствия такой посадки.

Вот это нестандартное действие – удерживать нос самолёта поднятым как можно дольше, и требует от пилота максимально точных движений штурвалом. При этом, не забываем, ему нужно еще следить за тем, чтобы при пробеге самолёт не свернул в сторону от оси полосы, и совершать массу других действий. Именно потому экипажу серьёзно повезло, что командиром оказался опытнейший летчик-испытатель Владимир Иринархов.



Видео самой посадки в сети пока нет - хотя, я уверен, его снимали. Наиболее распространено вот это видео, снятое уже после неё. На нём видно, что при посадке полностью уничтожен радиопрозрачный обтекатель антенного блока прицельно-поисковой системы «Морской змей» - того самого оборудования, с помощью которого осуществляется поиск подводных лодок. Но обшивка носовой части пострадала минимально.

Также на  ночных кадрах видео хорошо видны хлопья пены, которой заливали полосу. Делается это для того, чтобы при касании носовой частью бетона полосы не возникало снопа искр, который запросто может вызвать пожар – перед такой посадкой, конечно, самолёт по-максимуму вырабатывает оставшееся топливо, но какое-то его количество всё равно должно оставаться, не сажать же аварийную машину ещё и с неработающими двигателями! А создают эту пену с помощью аэродромных пожарных автоцистерн с пеногенераторами.

В общем – всё хорошо, что хорошо кончается.
Будем надеяться, что отремонтировать индийский «Илюшин» действительно будет не слишком сложно. Правда, после такой посадки его состояние придётся очень долго и тщательно проверять - особенно с учетом того, что этот борт эксплуатируется уже полвека.
А вот почему после капитально-восстановительного ремонта, для которого «Илюшин» и перелетел с базы на Гоа в Жуковский, вообще возникла такая ситуация - это вопрос уже из другой плоскости...

Чтобы не пропустить интересный пост - подпишитесь на мой ЖЖ

Tags: Небо
Subscribe

  • Советский след в «Титанике»

    ...Во время пребывания Дж. Кэмерона в России было много дискуссий о будущем фильме, о его сюжете. Джеймс рассуждал: «Глубоководные съёмки…

  • Ни убавить, ни прибавить...

    «..Всякое пришлось им повидать и преодолеть за тридцать лет безаварийной эксплуатации «Миров». В итоге прошедшие годы не были…

  • Поцелуй через монитор

    …Недавно в США состоялось совещание ведущих учёных – океанологов, темой которого был вопрос: «Будущее погружений под воду…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment