captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Эфиопская катастрофа как рубеж нового исторического этапа

Каждый раз, когда в России терпел катастрофу пассажирский самолет, спроектированный и изготовленный в нашей стране, в СМИ, особенно либеральных, поднимался тотальный вой. С общим мотивом - «нас заставляют летать на отечественных гробах», «каждый раз, взлетая, мы не знаем, суждено ли приземлиться» и далее по списку.

При этом в лучшем случае комментатор, который хотя бы что-нибудь понимал в освещаемой теме, делал оговорку на упавший уровень подготовки экипажей, износ матчасти, плохое качество отдыха пилотов и прочие реалии, корни которых уходят уже в саму существующую экономическую систему. Однако эти голоса тонули в общем вое - «если сами ничего не умеем, то нужно отказаться от амбиций и признать, что лучше и безопаснее покупать сделанное за границей».



Фото - https://news.sky.com

Сегодня, однако, голосов уже не слышно. Потому что ситуация для комментаторов явно нетипичная - меньше, чем за полгода второй раз терпит катастрофу самый современный лайнер ведущей мировой авиастроительной компании. Оба раза выживших нет.

После первой катастрофы в Индонезии компания Boeing разослала эксплуатантам сообщение. С предупреждением о том, что при определенных режимах полета датчик угла атаки (то есть угла между продольной осью самолета и вектором скорости набегающего потока) может давать ошибочные показания. И если датчик показывает завышенную величину, то автопилот, стремясь ее уменьшить, опускает нос самолета вниз тоже на завышенную величину по отношению к требуемой, то есть, по сути, переводит самолет в пикирование.

Что произошло в этот раз - пока не понятно, да и о причинах предыдущей катастрофы окончательные выводы до сих пор не сделаны. Но две катастрофы нового лайнера за столь короткий период, произошедшие при похожих обстоятельствах, скорее всего, говорят о том, что машина тяжело больна.

Примеры, когда уже вышедшие на трассы лайнеры терпели катастрофы с пассажирами на борту не из-за ошибок пилотов или наземных служб, а по причинам, носящим технический характер (причем заложенным в самой конструкции) в истории мировой авиации уже были. У «них» - это, прежде всего, Comet и DC-10. У «нас» - Ту-104, Ан-10 и Як-42. Но все эти случаи (за исключением последнего) произошли с машинами, спроектированными и построенными в 1950-60-е годы. А прошедшие 1990-е и 2000-е, которые были ознаменованы революцией средств автоматизированного проектирования и существенным расширением возможностей конструкторов и проектантов уже приучили инженерное сообщество к тому, что «детские болезни» если и проявляются вообще, то локализуются и парируются относительно быстро и, конечно, еще до ввода изделия в штатную эксплуатацию.

И очень похоже, что катастрофы Boeing 737 max 8 возвращают нас снова в предыдущую эпоху. Но, в полном соответствии с диалектической спиралью, на новом уровне. Обусловленном тем, что системы управления становятся «слишком умными». И выявить все особенности их поведения на всех режимах удается далеко не с первой попытки.

Так что любителям покричать о тотальной и безусловной безгрешности западной техники придется смириться с этим фактом.

Напомню, что число заказов на лайнеры этого семейства уже превысило 4500 единиц по всему миру.

P.S. История, оказывается, получила неожиданное продолжение.



Tags: Небо
Subscribe

  • В войне с вирусом необходим «Приказ 227»

    Не буду строить версии, кто к этому видео придумал такой заголовок. Просто очень странно, что у такого профессионала, как Владимир Рудольфович,…

  • Мы больше не вместе

    ...Такое ощущение, что мир попробовал жить вместе лет эдак 30 – и понял, что ему не понравилось. Что все эти мантры про прекрасное…

  • Мысли о книге Анастасии Ширинской-Манштейн

    Воспоминания Анастасии Ширинской-Манштейн, посвящённые судьбе Русской эскадры, ушедшей из Крыма в 1920 году и известные под названием «Бизерта.…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments