captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Category:

Пригородный поезд Бологое - Осташков на паровозной тяге

29 сентября 2018 года на линии Бологое - Осташков открылся интересный проект. Пригородный поезд в этот день ведет не привычный тепловоз, а паровоз. При этом, как утверждается,  локомотив на паровой тяге в нашей стране участвует в регулярном пассажирском движении впервые с 1976 года.

В минувшие выходные мы с товарищами проехали по этой линии. О том, что довелось увидеть, рассказывают фотографии этого поста.

Итак - в Бологое мы приехали на питерском поезде, который на станцию приходил в без малого семь утра.



Возле станции  установлен вот этот памятник - паровоз ЭУ 706-10. Паровозы этой серии выпускались с 1909 года, данный конкретный был изготовлен в 1930 году.




А к нашему поезду из двух вагонов подали вот этот Л - 4258. Это уже послевоенная модель - первые два экземпляра были выпущены в 1945 году, конкретный данный - в 1955-м. Изначально паровозы серии Л создавались для грузовых перевозок, но сейчас они, как сохранившиеся в наибольшем количестве, часто используются в ретро-поездах и при киносъемках. В последнем случае, конечно, получается явный анахронизм  - ведь, как я сказал, это уже послевоенная модель, а большинство фильмов, где требуются паровозы, посвящены военной и довоенной эпохе.



Впрочем, для большинства туристов и, тем более, кинозрителей, это абсолютно неважно (во втором случае - к глубокому сожалению). Для ощущения сопричастности нужен лишь завораживающий вид, характерный звучный гудок и клубы дыма и пара. А уж чего-чего, но этого у «лебедянок» не отнять.



Исторический факт - на фронтоне паровозов этой серии изначально располагалась, как и на паровозах П36 и ЛВ, красная звезда с барельефными изображениями В. И. Ленина и И. В. Сталина. Однако после XX съезда КПСС и начала хрущевской десталинизации центральный элемент был демонтирован практически со всех паровозов. В настоящее время изображение Сталина и Ленина сохранилось на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.



Вид на паровую машину. парораспределительный механизм и дышла.



Вагоны - еще более поздней эпохи, уже 1970-х годов. Объявлена посадка, и мы занимаем места.



Отправление! Протяжный, ставший уже художественным образом, гудок, характерное чухание где-то впереди, клубы дыма над крышей. И - столь же характерный неровный ход на разгоне, который ощущается буквально спиной. Вагон разгоняется как бы толчками. После разгона этот эффект уже менее ощутим, но заметен.



Пройдя серию стрелочных переводов, уходим с Октябрьской дороги на ветку Бологое - Осташков. По которой и пойдем в качестве регулярного пассажирского пригородного поезда. Но с необычным для нынешнего времени локомотивом и экскурсионной остановкой.



Очень быстро оказываемся в краю, где станции еще не приняли современный вид. Впрочем, есть надежда, что их таковыми и сохранят, если проект экскурсионно-туристического маршрута будет развиваться.



Начальник поезда рассказывает об истории ветки, строительство которой было начато еще в 1902 году. Что характерно - финансировалось строительство французским Генштабом, для которого была важна возможность быстрой пеервозки войск Российской Империи к ее западным границам в случае возможного военного конфликта с Германией и ее союзниками.

Полностью же Бологое-Полоцкая железнодорожная линия, проходящая через Осташков, Соблаго, Андреаполь, Торопец и Великие Луки, была построена в 1907 году.

13 декабря 2013 года в РЖД было издано распоряжение № 2762р о создании историко-заповедной зоны на Октябрьской железной дороге на участке Бологое—Великие Луки с прилегающей ветвью Соблаго—Торжок. На западе Тверской области сохранилось немало уникальных объектов: здания вокзалов III и IV классов, выстроенных в едином стиле, и вспомогательные постройки (казармы, сторожевые дома, стрелочные будки и водонапорные башни). А на линии Соблаго—Торжок до сих пор используется семафорная сигнальная система регулирования движением.



Спустя некоторое время в вагон вошел вот этот наряд. Громко спросив при входе: «троцкисты и бухаринцы есть?»



Таковых не оказалось. После рассказа о железнодорожной униформе нам предложили посмотреть экспозицию станции-музея Куженкино.



Только тут я заметил, что на советских вагонах нанесены имперские гербы. Ну, да ладно.



Экскурсия начинается от входа в зал ожидания






Конечно, назвать его антуражным нельзя. Возможно, именно по этой причине основное внимание в оформлении уделено стендовой экспозиции.



А вот касса вполне себе. Хотя опытный взгляд без труда заметит, что предметы, собранные в ней, тоже относятся уже к послевоенной эпохе.



Следующая дверь - комната дежурного по станции



Та же история - за дверью, над которой гордо красуется надпись с «ятем», собраны предметы уже гораздо более позднего времени.





Ну, а вот это меня просто повергло в ступор... Ну товарищи, уж давайте под какую-то одну конкретную эпоху восстанавливать облик!




Фуражка начальника. Характерный красный цвет. Но мой вопрос, была ли на ней какая-нибудь кокарда, так и остался без ответа. Наверное, показался слишком сложным. Хотя кокарда, конечно, была, и ее вид легко находится в Сети.



Печка



Отдельное строение на станции - керосиновый погреб. Понятно, что хранить запасы горючего вещества в помещении станци было небезопасно.



Внутри - полки для бидонов с керосином и запчастей к лампам.



Реконструкторы тоже осматривают станцию



Указатель, конечно, тоже не антуражный. Но для туристического проекта подойдет.



Багажное помещение станции



Весы для взвешивания багажа



Пожарный насос



Переходим на другой край станции и осматирваем водонапорную башню.
Конструкция ее типовая для этой ветки. По рассказам, эта башня - одна из немногих, сохранившихся в годы Великой Отечественной войны.





Можно посмотреть, что внутри








В Куженкино поезд стоит полчаса. Время подходит к концу, и мы направляемся в сторону нашего состава, который немного отошел от перрона.
Смешение эпох. Паровоз 1950-х, вагоны 1970-х, автомобили 2000-х. И надписи с «ятями»...

Не знаю, заметил ли это кто-нибудь еще - но в экспозиции в зале ожидания не было ни единого упоминания о периоде Революции и Гражданской войны. Кроме того - тетушка-экскурсовод даже попыталась рассказать, что , якобы «Сергея Лазо не могли сжечь в паровозной топке, поскольку он бы там не поместился». На что стоявший рядом ее же коллега заметил, что топки были до 12 квадратных метров площадью, и там поместить можно было сразу нескольких человек, однако его замечание так же осталось без ответа, как до этого мой вопрос о кокарде.



Садимся обратно в свои вагоны



А опка идет посадка - желающие могут потренироваться в переводе стрелки






Поехали!
Как несложно догадаться - снимал я из окна последнего вагона. Хотя, конечно, возможность поснимать «вперед» надо бы поискать - тем более, что есть тут у меня некая литературная задумка, для которой было бы неплохо ощутить обстановку именно в будке паровоза.





На некоторых станциях - буквально один или два домика. И лес вокруг.



















Мы едем-едем-едем...



И вот, наконец, за окном - Селигер! Значит, скоро Осташков. Там в нашем распоряжении будут только два часа до отправления обратно.



Часто приходится слышать, что сохранившиеся паровозы - это чуть ли не панацея на случай «больших неприятностей», когда по тем или иным причинам «накроется» контактная сеть. Увы - это не так. Знаете, почему наш поезд не может уходить дальше Осташкова? Да, углем паровоз на этой линии сегодня можно загрузить только в Бологом,  но это не самая большая проблема - угля-то в тендере хватит и на больший перегон. А вот то, что заправить его водой можно только в Бологом, Куженкино и Осташкове, уже накладывает гораздо более серьезные ограничения. В других местах просто нет колонок. То есть - придется либо подгонять автоцистерну с насосом, либо.. ведрами, ведрами!

Иными словами - паровая тяга тоже требует соответствующей инфраструктуры. А она сегодня уже по большей части ликвидирована.



В силу вышеизложенных обстоятельств в Осташкове паровоз отцепляют. Вагоны пойдут дальше на Великие Луки уже с тепловозом, а мы через два часа отправимся обратно с тем же паровозом, но уже в других вагонах, прибывших из Великих Лук.

















В Осташкове возле вокзала  - памятник командиру партизан оршанской зоны Константину Заслонову



Мы решаем, что за имеющееся время можно успеть доехать до порта. Куда и направились.



По пути глядя на осташковские улицы. Конечно, для обретения впечатления по ним нужно погулять, не торопясь. ВОзможно, это удастся в другой раз.



И вот - дорога к озеру. Вероятно, летом тут находится пляж. Но сейчас все под снегом.



Колея, уходящая на лед.



Конечно же - рыбаки. А кудаж без них зимой на озере?



Чуть левее возле причалов скучает одинокий кран.



Зимующая мотоодка



А вот об этих предметах уже многие и забыли...





Пора возвращаться обратно.






Вагоны, в которых мы приехали сюда, уже готовы к отправке



А те, в которых предстоит возвращаться - еще ждут локомотива.



Так что пока можно посмотреть на внутреннее убранство вокзала






Достопримечательность зала ожидания - вот это панно на туристическую тему. Вспоминаю, что  в советское время Селигер был «меккой» байдарочников и парусников. Да и просто походить с рюкзаком по берегам рвались тогда многие.



За повотором раздается уже знакомый гудок, в небо поднимается столб дыма. Скоро, уже скоро!
















Все-таки, когда смотришь на паровоз, из которого постоянно раздаются звуки, а в разных местах возникают струйки пара - то возникает стойкое ощущение, что перед тобой не механизм, а животное. Доисторический зверь, чудом сохранившийся в водоворотах эволюции.



И зверя этого нужно поить водой и кормить углем




И смазывать маслом многочисленные суставы.



Его нужно любить - иначе он станет очень капризным.



Говорят, что бригаду для гео обслуживания специально для этого проекта подготавливали специально.



Мы тронулись в обратную дорогу.







Снова останавливаясь на станциях...



И пересекая заснеженные просторы. Над которыми уже сгущается вечер.






И вот - снова Бологое. Поездка завершена!



Наша «лебедянка» уходит ночевать в депо.



А мы в ожидании обратного поезда обнаруживаем поблизости от станции вот этот макет типа Яка - по рассказам, поставлен, как памятник Алексею Петровичу Маресьеву.



И еще одну «лебедянку». Но уже на постаменте.



В завершении упомяну, что 23 ноября 2012 года вышло распоряжение № 2380р «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО "РЖД"». К настоящему моменту уже отреставрированы несколько десятков паровозов, часть из которых сделали ходовыми, сняв с «вечных стоянок»—памятников. Сохранению подлежат 142 паровоза 22 различных серий. Из этих машин действовавшими на тот момент были лишь 33, а годом ранее — и вовсе 16.

Для желающих совершить поездку на этом поезде привожу действующее на сей момент расписание:

Поезд на паровой тяге № 6697 Бологое – Осташков отправляется  в 9:25 по субботам со станции Бологое и прибывает в Осташков в 13:07. Остановки - Бологое-Полоцкое, 14 км, Куженкино, Шлина, Баталино, 48 км, Фирово, 62 км, Горовастица, 82 км, Чёрный Дор, 104 км, 106 км. Обратный поезд № 6698 Осташков – Бологое отправляется из Осташкова в 15:07, следует с теми же остановками и прибывает в Бологое в 18:21. Однако перед поездкой необходимо сверять актуальность этого расписания - тем более, что, как нам сказали, существуют планы организации второго «паровозного» рейса.

При написании использована информация с сайта «Транспорт в России»


А чтобы не пропустить интересный пост- подпишитесь на мой ЖЖ

Tags: Земля
Subscribe

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments