captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

85 лет гибели экипажа «Осоавиахим-1»

85 лет назад после рекордного по тому времени полета при возвращении на Землю погиб экипаж стратосферного аэростата «Осоавиахим-1» («ОАХ-1»)  - командир экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.



Фото: «Осоавиахим-1» перед стартом (Wikipedia).

Катастрофа произошла 30 января 1934 года в 16 часов 23 минуты вблизи мордовского села Потиж-Острог.

31 января 1934 г.

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

тов. СТАЛИНУ

30/1—34 г. в 23 ч. 40 мин. Заместитель Полномочного Представителя ОГПУ по Средней Волге тов. ЗДОРОВЦЕВ по телефону сообщил, что в 17 ч. в Инсарском районе, Мордовской области, около села Потижский Острог, что в 8 клм. южнее станции Кадошкино, М.-Каз. ж. д. упала оторвавшаяся гондола стратостата ОСО СССР № 1. Оболочка от удара оторвалась и улетела. В гондоле обнаружено 3 трупа, при которых найдены документы на имя тов. ФЕДОСЕЕНКО и двух его спутников: т. т. ВАСЕНКО и УСЫСКИНА.

Мною предложено тов. ЗДОРОВЦЕВУ выслать на место происшествия Начальника Мордовского Областного Отдела тов. ВАНД и немедленно организовать охрану гондолы.

Это было выполнено и позднее тов. ВАНД донес, что из опросов очевидцев устанавливается следующая картина аварии: — при падении стратостата оболочка оборвалась и при этом были слышны два взрыва. На месте обнаружено 3 трупа, лежавшие в гондоле, один из них изуродован до неузнаваемости. Все приборы и предметы, находившиеся в гондоле, разбиты.

Специальная комиссия, в составе Зам. Нач. Оперода тов. ВОЛОВИЧ, Зам. Нач. Особого Отдела тов. СОСНОВСКОГО, преподавателя Военно-Воздушной Академии тов. СЕМЕНОВА, инженера-воздушника ПРИЛУЦКОГО, командира стратостата СССР — тов. ПРОКОФЬЕВА, профессора МОЛЧАНОВА и двух врачей — в 2 ч. 40 м. 31/1 выехала специальным литерным поездом, в составе паровоза и двух вагонов к месту аварии, куда прибудет в 14-15 час. 31/1—34 г.

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОГПУ:

Г. ЯГОДА



Фото: на месте падения гондолы (Wikipedia).

К сожалению, сегодня эту дату вспомнила только одиозная «Лента.ру». Со свойственными ей оценками и плохо скрываемыми намеками - «шар обновил мировой рекорд, поднявшись на небывалую высоту 22 км (на самом деле - 21946 м) но через несколько часов рухнул на землю из-за обледенения оболочки (что не соответствует действительности, следов обледенения ни на оболочке, ни на гондоле найдено не было). Лучшие стратонавты СССР погибли. Похоронив героев, страна приступила к созданию нового аппарата».
Иного, по мнению авторов «Ленты», и быть не могло, поскольку воздухоплавание, как они считают, было своеобразной игрушкой высоких государственных и партийных чиновников, которые видели в рекордных достижениях возможность для пропаганды советского строя (что также не соответствует действительности, поскольку, в отличие от авиаторов, которые действительно пользовались немалым интересом и со стороны власти, и со стороны общества, советским воздухоплавателям в условиях все более и более возраставших возможностей авиации приходилось постоянно доказывать свою полезность). И, разумеется, советским чиновникам «...не давали покоя достижения бельгийского стратонавта Огюста Пиккара, который 27 мая 1931 года взял высоту 15,8 км».

Есть там и другие пассажи, которые приводить здесь я не буду. Как, наверное, не буду и заострять внимание на том, что к моменту старта «Осоавиахим-1» Огюст Пиккар и Макс Козинс установили уже новый рекорд, поднявшись 4 ноября 1932 года на высоту 16,2 км. А абсолютный рекорд подъема принадлежал советскому экипажу стратостата «СССР-1» - К. Д. Годунову, Э. К. Бирнбауму и Г. А. Прокофьеву, которым 30 сентября 1933 года удалось подняться на 18,5 км.

Но к стратосферным высотам советских воздухоплавателей гнало вовсе не стремление установить рекорд любой ценой - хотя, конечно, желание вывести свою страну на передовые рубежи было, и не только у них. Основной причиной интереса к сверхвысоким полетам в ту эпоху (и не только в СССР, но и во всех развитых странах) было распространенное мнение о том, что в грядущей войне решающую роль будет играть именно авиация, и что страна, господствующая в воздухе, сможет без особых проблем добиться превосходства и на Земле. Однако армады бомбардировщиков, которые должны были превращать в пепел вражеские города и промышленные центры, должны были сами находится в безопасности от противодействия с Земли. А самой лучшей защитой для них могла быть именно высота.

Потому в ту эпоху часто высказывалось мнение, что именно высотные характеристики и будут иметь определяющее значение для самолетов ближайшего будущего, что удары по Земле наноситься будут с недосягаемых доселе высот, и что именно на этих высотах и будут вестись воздушные бои. Но для того, чтобы достичь этих высот на аэродинамическом летательном аппарате тяжелее воздуха, было необходимо, как минимум, знать свойства атмосферы на них! А определить эти свойства в ту эпоху можно было только с помощью воздухоплавательной техники.

Кстати, если посмотреть историю стратосферных полетов, то можно увидеть, что рекорд, поставленный экипажем «Осоавиахим-1», продержался недолго - уже 10 ноября 1935 года американцы О. Андерсон, А. Стивенсона стратостате «Explorer II» покорили высоту 22046 м. А вот следующий рекорд был установлен только через два десятилетия - 8 ноября 1956 года (Малкольм Росс, М. Льюис, стратостат «Strato-Lab I», 23 165 м). То есть уже примерно в 1935-36 годах интерес к стратосферным полетам на аэростатах упал - постепенно становилось понятно, что прежняя концепция оказалась неверной, что достижение сверхбольших высот на техническом уровне авиации того времени весьма затруднительно, да и атака наземных целей с них тоже является весьма нетривиальной задачей.

И авиаконструкторы включились в гонку за скорость и дальность полета - именно эти характеристики и оказались решающими в ходе воздушных войн приближавшейся Второй Мировой.  А вернуться в стратосферу и даже выйти за ее пределы человеку удалось уже на технике нового поколения. Но это уже совсем другая тема.




Фото: Сталин, Молотов и Ворошилов несут урны с прахом погибших членов экипажа стратостата «Осоавиахим-1» (источник - ЖЖ pyhalov).

Посмертно все члены экипажа «Осоавиахим-1» были награждены орденом Ленина. 2 февраля 1934 года урны с прахом стратонавтов были захоронены в Кремлевской стене.



Tags: Небо, Память
Subscribe

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments