captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Category:

ПВО против ГВФ



Проект постановления правительства РФ, разрешающий сбивать нарушившие государственную границу гражданские самолеты, разработан Минобороны, 11 января пишет газета «Известия» со ссылкой на документ.

Предложенный документ «О порядке применения оружия и боевой техники при охране госграницы РФ в воздушном пространстве РФ» разрешает открывать огонь по гражданским самолетам в том случае, если есть основания опасаться их преднамеренного крушения, которое приведет к массовой гибели людей на земле или уничтожению стратегических объектов.

Следует отметить, что действующий в настоящее время закон «О противодействии терроризму» уже устанавливает право пресекать полет любых гражданских воздушных судов, которые находятся в воздушном пространстве РФ в том случае, если они нарушают правила его использования, игнорируют требования о посадке либо изменении курса и при этом действия таких воздушных судов могут повлечь за собой массовую гибель людей либо экологическую катастрофу.


Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.
2. В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
3. В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.


Особое внимание при этом уделяется тем самолетам, которые оказались в запретной для полетов зоне. Однако постановление правительства РФ «О порядке применения оружия… в воздушном пространстве», принятое еще в 1994 году, прямо запрещает сбивать самолеты, нарушающие государственную границу, если имеются достоверные сведения о наличии пассажиров на их борту. Новый документ призван устранить это противоречие в законодательстве.

4. Оружие и боевая техника для пресечения нарушения Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве применяется в отношении военных, в том числе оснащенных вооружением военно-транспортных, воздушных судов-нарушителей.

Против гражданских воздушных судов и не оснащенных вооружением военно-транспортных воздушных судов, нарушивших Государственную границу Российской Федерации и не реагирующих на радиокоманды или визуальные сигналы либо отказывающихся им подчиниться без объяснения причин такого отказа, оружие и боевая техника применяются в установленном настоящим постановлением порядке при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна-нарушителя пассажиров.



Также постановление, которое в настоящий момент проходит межведомственные согласования, устанавливает алгоритм действий вооруженных сил в подобных случаях. При обнаружении подозрительного воздушного судна и его приближении к госгранице первым делом приводятся в боевую готовность дежурные силы ПВО, к которым подключаются органы управления полетами Единой системы организации воздушного движения — в их задачу входит классификация нарушителя.

Дежурные силы предупреждают экипаж самолета о том, что его текущий курс создает опасность вхождения в территориальное воздушное пространство РФ. При необходимости экипажу оказывается помощь в восстановлении ориентировки либо в случае аварийной ситуации на борту предоставляется аэродром для экстренной посадки.

В том случае, если связь с нарушителем невозможно установить штатными средствами, экипаж проинформируют о дальнейших действиях пилоты ВКС с помощью общепринятых в авиации визуальных сигналов. В том случае, если самолет не выполняет радио- и визуальные команды, экипажи ВКС в первую очередь будут стремиться вытеснить нарушителя за пределы госграницы либо принудить к посадке.

Если и эти действия не приведут к результату, то нарушитель вначале предупреждается о применении оружия, затем открывается предупредительный огонь. И лишь в том случае, если экипаж игнорирует и это предупреждение, самолет будет уничтожен. При этом вооруженным силам разрешается использовать не только ракетное и пушечное вооружение самолетов ВКС, но также зенитные ракетные, ракетно-артиллерийские и артиллерийские средства.



Таким образом, документ возвращает к советской практике. В СССР в годы холодной войны приказ об открытии огня на поражение по самолету-нарушителю мог отдать оперативный дежурный зенитно-ракетного полка, в более поздние годы — командующий армией. Инциденты происходили неоднократно, в том числе и с гражданскими авиалайнерами. Так, 20 апреля 1978 года истребителями Су-15 над Кольским полуостровом был перехвачен и атакован Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL), который следовал рейсом Париж-Анкоридж-Сеул и значительно отклонился от курса. Подбитый лайнер аварийно сел на лед озера Корпиярви, в ходе инцидента погибли два человека и были ранены 13.



Однако наибольший резонанс со значительными международными последствиями вызвало уничтожение в ночь на 1 сентября 1983 года самолета Boeing 747-230B той же авиакомпании над Сахалином. Лайнер был перехвачен и сбит истребителем Су-15, однако в отличие от карельского «собрата по несчастью» у него под крылом были не замерзшие озера, а пролив Лаперуза. При падении погибли все находившиеся на борту 269 человек. ПОтому и последствия были уже гораздо более серьезными - президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто» и «актом варварства и нечеловеческой жестокости», а вскоре появился и легендарный термин «империя зла», нкоднократно использовавшийся как в официальной политике, так и в подрывной диссидентской идеологической работе. Обострившаяся после инцидента международная обстановка совпала с «кризисом верхов» советского руководства и вынудила его прямо запретить силам ПВО сбивать гражданские самолеты. Считается, что это стало одной из причин, позволившей в 1987 году 18-летнему немецкому пилоту-любителю Матиасу Русту беспрепятственно долететь до Москвы на самолете Cessna 172 и совершить посадку на Васильевском спуске возле Кремля, что, в свою очередь, позволило набиравшему силы Горбачеву расправиться со своими политическими противниками в армейской среде.

Следует помнить, однако, что инциденты с уничтожением гражданских самолетов происходили и при участии Вооруженных Сил США. Так, 3 июля 1988 года над Персидским заливом ракетой, выпущенной с крейсера «Vincennes», был сбит лайнер Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air.При этом погибли все 290 пассажиров на его борту. После инцидента правительство США заявило о том, что лайнер был ошибочно принят за иранский военный самолет, намеревающийся атаковать крейсер. Более того, в отличие от советских участников инцидента с южнокорейским лайнером, которых в конце 80-х - начале 90-х и у себя на Родине представляли чуть ли не военными преступниками, команда крейсера была официально оправдана, а общественности объявлено, что она «действовала в соответствии с текущими обстоятельствами». Позже командир крейсера был награждён орденом «Легион почёта» за успешную службу в период с 1987 по 1989 год.

Наконец, после терактов 11 сентября 2001 года законодательство США официально разрешает уничтожать любые самолеты, полет которых представляет опасность для объектов стратегического значения.


Tags: Небо, Угрозы
Subscribe

  • Там, за горизонтом...

    «Когда летчик перестаёт замечать и ценить такую красоту он перестаёт быть летчиком и становится обычным пользователем авиационного…

  • Минус на минус даёт плюс?

    В канун праздника в сети разгорелся очередной скандал, связанный с тем, что очередная «девочка-дизайнер» в серии плакатов, посвящённых…

  • Девятаев

    Своё мнение о фильме пока не составил, поскольку не посмотрел. Отзывы ко мне поступают противоречивые. Но априори не верить такому знатоку кино,…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments