captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Итоги расследования аварии «Союза - ФГ»



Итак, 1 ноября на пресс-конференции, которая состоялась в ЦУП ЦНИИМаш, была представлена укрупненная циклограмма работы САС при запуске РН «Союз - ФГ» 11 октября.
Как видим, аварийная команда была сформирована на 121-й секунде (или, как принято писать, в момент Т+121,57 с). Головной обтекатель и космический корабль (точнее, бытовой отсек и спускаемый аппарат последнего) были отделены от носителя и  уведены практически сразу же.  А на 160-й секунде уже произошло отделение СА и ввод парашютной системы.

Нет вопросов?




Тогда снова смотрим видео трансляции.

В момент отделения первой ступени действительно видно, как экипаж «встряхнуло». Именно в этот момент боковой блок и должен был ударить по центральному.
Но лично для меня остается все же загадкой - почему в трансляции первый доклад Овчинина об аварии носителя связан с отметкой времени 2 минуты 45 секунд, то есть - 165 секунд? Если верить представленной выше графике, то в этот момент они уже должны были готовиться к раскрытию купола парашюта.

Разумеется, это не повод орать на все интернеты о том, что «власти скрывают какой-то ужас». Но вот усомниться в достоверности приведенных значений времени основания есть. То, что величины, которые приводятся в презентациях, могут, мягко говоря, не соответствовать реальнгости, я знаю по личному опыту.

Ну, и раз уж просили рассказать о том, что произошло, то я это сделаю. С некоторой помощью Филиппа Терехова (lozga), который уже опубликовал свой материал на портале «Все о космосе».

Отделение бокового блока на РН типа «Союз» осуществляется следующим образом.

В очень сокращенном и упрощенном виде, отделение боковых блоков (первой ступени) происходит в несколько этапов:

Вначале осуществляется  дросселирование (снижение) тяги двигателей первой ступени, которые установлены на боковых блоках. Тяга падает до 75% от номинального значения, помимо этого рулевые камеры двигателей боковых блоков фиксируются в нейтральном положении.

Через заданное время после команды снижения тяги система управления подает команду на замки нижних силовых связей, которые соединяют боковые блоки с центральным в «пакет». Замки разрываются, хвостовая часть боковых блоков освобождается.

Двигатели боковых блоков продолжают работать на пониженной тяге. Но  тяга двигателя имеет плечо относительно верхнего узла связи бокового блока с центральным. В результате образуется вращающий момент, который после разрыва нижних силовых связей разворачивает боковой блок относительно верхнего узла связи. Сам верхний узел связи представляет собой шаровой шарнир, с помощью которого тяга двигателей бокового блока передается на центральный блок.

Еще через некоторое время система управления выдает команду на полное отключение двигателя бокового блока. Подача топлива в камеру сгорания прекращается, по мере закрытия клапана подачи топлива и выгорания остатков, которые на момент подачи команды содержались в насосах и трубопроводах, происходит снижение тяги.

Наступает момент, когда тяга падает до некоего значения, при котором боковые блоки (на высоте 45-50 км при скорости 1600...1900 м/с аэродинамческие нагрузки еще остаются существенными) начинают отставать от продолжающего движение центрального. Носовая часть каждого бокового блока выходит из замка верхнего узла связи и скользит по поверхности центрального блока до того момента, пока не сработает датчик. Сработка датчика означает отрыв шарнира.

После сработки датчика система управления подает команду на открытие дренажного клапана бака окислителя бокового блока. Пары кислорода и газа наддува бака начинают истекать наружу через реактивное сопло, создавая реактивный момент, который разворачивает боковой блок, уводя его носовую часть в сторону от центрального блока.

Комиссия пришла к выводу о том, что неприятности начались на предпоследнем шаге.

Из заключения аварийной комиссии [...] следует: «Пуск завершился аварией РН из-за нештатного отделения одного из боковых блоков (блок «Д»), ударившего носовой частью центральный блок (блок «А») в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты космического назначения». Причина нештатного разделения – неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока «Д» из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6˚45‘), допущенной при сборке «пакета» на космодроме Байконур. Причина аварии РН носит эксплуатационный характер и распространяется на задел собранных в «пакет» РН типа «Союз».

Вроде бы, все логично.

Остаются два вопроса.

Первый. Кампания, которую некоторые СМИ, блогеры и Телеграмм-каналы развернули против главы Роскосмоса, после опубликования выводов комиссии нисколько не утихла.
И второй. Вообще-то на шаровой опоре бокового блока должны устанавливаться ТРИ датчика. Каждый из которых должен срабатывать при ее перемещении на величину 5 мм.



«Ни на что не намекаю, просто песенку пою!» (с)

А чтобы не пропустить интересный пост - подпишитесь на мой ЖЖ

Tags: Космос
Subscribe

  • Девятаев

    Своё мнение о фильме пока не составил, поскольку не посмотрел. Отзывы ко мне поступают противоречивые. Но априори не верить такому знатоку кино,…

  • В войне с вирусом необходим «Приказ 227»

    Не буду строить версии, кто к этому видео придумал такой заголовок. Просто очень странно, что у такого профессионала, как Владимир Рудольфович,…

  • Мы больше не вместе

    ...Такое ощущение, что мир попробовал жить вместе лет эдак 30 – и понял, что ему не понравилось. Что все эти мантры про прекрасное…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments