captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Почему на «Дмитрии Донском» нет золота

Тема сокровищ на борту «Дмитрия Донского», похоже, грозит затмить собою все остальные исторические аспекты находки. Средства массовой информации, как и полагается, подхватили именно её - ведь истории о кладах на затонувших кораблях не оставляют равнодушными, пожалуй, ни одного человека, читавшего в детстве приключенческую литературу.



За восемь лет до гибели. «Дмитрий Донской» на открытии Владивостокского сухого дока 7 октября 1897 г. Фото из монографии А. Аллилуева «Полуброненосные фрегаты типа «Дмитрий Донской». 1881 - 1905 г.г.» (https://coollib.com/b/270686/read)

Однако реальный мир, увы, существенно отличается от миров великих романистов. Потому тех, кто искренне верит в «сокровища русской эскадры», с высокой вероятностью уже в ближайшее время ожидает разочарование.

Начнем с того, что казна эскадры, скорее всего, хранилась на флагманском броненосце «Князь Суворов». И, значит, в настоящее время действительно покоится на дне моря, но совсем в другом месте (между прочим - вместе с примерно 800 членами экипажа броненосца). Кроме того, даже в этом случае речь не может идти о миллиардах долларов, даже с учетом изменения цен. Распространители этой информации обычно аргументируют ее тем, что-де золото было необходимо для оплаты стоянок в портах, пополнения расходных материалов (угля, продовольствия, питьевой воды...), ремонта и т.д. Но при этом забывают, что, во-первых, эскадра была разгромлена уже в конце своего перехода через три океана, то есть, если рассуждать рационально, то и запасы средств должны были быть уже на исходе. Во-вторых и главных - забывают о том, что к началу XX века роль золота в непосредственных финансовых расчетах уже существенно снизилась, поскольку расчеты гораздо удобнее и безопаснее было вести по векселям или иным аккредитивам. И историки подтверждают, что именно так было во время похода.

Конечно, своя касса была на каждом корабле. Для расчетов с командой и непредвиденных расходов - в конце концов, не везде можно было оставить вексель. Но в таких кассах содержались бумажные деньги, в лучшем случае - золотые и серебряные монеты. О слитках  - тем более, о 200 тоннах - речи идти не может. И уж, конечно, абсолютно нереалистичными выглядят предположения о перегрузке в море такого количества золота под огнём японской эскадры с «Суворова» на эсминец «Буйный» (который снимал штаб Зиновия Рожественского с обреченного броненосца) а затем - на «Дмитрия Донского».

Кто-то предполагает, что Рожественский изначально из соображений секретности приказал загрузить золото не на флагман, а на один из не самых новых и не самых приметных крейсеров. Но снова возникает вопрос - зачем? В походе, как мы уже поняли, такого количества золота не требовалось. Если же стояла задача перевозки ценного груза на российский Дальний Восток - то ее можно было гораздо безопаснее и быстрее решить с помощью железной дороги. Двадцатый век - не шестнадцатый, а Вторая эскадра флота Тихого океана - не «Непобедимая армада».

В общем - концы с концами не сходятся. И очень похоже, что не только в этих версиях, но и в бухгалтерии у тех южнокорейских компаний, которые сегодня занимаются темой подъема «Дмитрия Донского» и активно ищут инвестора. Небольшой экономический анализ можно найти в блоге у специалиста по обеим Кореям Олега Кирьянова. Ну и спасибо Алексею Куприянову (alwin) за небольшую историческую консультацию.

А вот организовать подводную экспедицию для подъема элементов конструкции героического корабля, которые нашли бы достойное место в коллекции любого музея, было бы действительно интересно.

Да и памятник героическому экипажу во Владивостоке, до которого оставалось каких-то 30 часов хода, был бы вполне уместен.


Чтобы не пропустить интересный пост - подпишитесь на мой ЖЖ

Tags: Океан
Subscribe

  • Советский след в «Титанике»

    ...Во время пребывания Дж. Кэмерона в России было много дискуссий о будущем фильме, о его сюжете. Джеймс рассуждал: «Глубоководные съёмки…

  • Ни убавить, ни прибавить...

    «..Всякое пришлось им повидать и преодолеть за тридцать лет безаварийной эксплуатации «Миров». В итоге прошедшие годы не были…

  • Поцелуй через монитор

    …Недавно в США состоялось совещание ведущих учёных – океанологов, темой которого был вопрос: «Будущее погружений под воду…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments