captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Ту-104 в «Звёздном городке»



В Центре Подготовки Космонавтов имени Ю.А. Гагарина с 2016 года можно увидеть этот уникальный экземплар сохранившегося Ту-104АК.

Этот самолет - одна из трех первых «летающих лабораторий», на которых при подготовке первых космических полетов имитировалась условия невесомости. На службе они находились под бортовыми номерами «46», «47» и «48».

Имитация невесомости использовалась и при тренировке космонавтов, и при испытаниях техники. Космонавты отрабатывали координацию движений, перемещение, прием пищи, выполнение тех или иных работ. Перед реальным полетом на борту лаборатории  прорабатывали планировавшиеся эксперименты. При подготовке выхода в открытый космос в салоне даже смонтировали макет корабля «Восход», на котором тренировались Павел Беляев и Алексей Леонов. А при отработке «Лунохода» пол лаборатории пришлось усыпать имитатором лунной пыли. Конечно, в том полете имитировали не невесомость, а пониженную лунную гравитацию.

Таким образом, с Ту-104, ставшим первенцем советской реактивной пассажирской авиации, неразрывно связаны и первые страницы космической истории Человечества. Самолеты, находившиеся в распоряжении ЦПК, честно трудились до тех пор, пока не уступили место более современным и просторным Ил-76К и Ил-76МДК.

Интересно, что сохранились все три машины - борт «46» сейчас находится в Монино, борт «47» - на авиазаводе в Харькове. Данный конкретный борт - бывший «сорок восьмой», до недавнего времени отстаивался на аэродроме в Чкаловском. И в апреле 2016 года был перевезен в ЦПК, где его планируется установить на вечную стоянку.

На форуме авиареставраторов (http://aviarestorer.ru) есть фотография, сделанная сразу после транспортировки.



А вот так самолет выглядел прошлой осенью.

Фюзеляж снова собран, к нему вновь пристыкованы мотогондолы, и весь собранный корпус установлен на шасси.

Вся прежняя краска снята.







Отъемные части крыла пока не пристыкованы, лежат на газоне рядом.



Внизу под фюзеляжем нанесена новая маркировка. Это такая упрощенная инвентаризационная метка, ка я понял.





Двигателей, конечно же, нет. Впрочем - неизвестно, когда они были демонтированы. Весьма вероятно, что произошло это еще при нахождении самолета в Чкаловском, и задолго до перевозки.



Внутрь можно попасть по приставной лестнице через вот этот люк



Но зрелище там, внутри, пока весьма удручающее.

Это вид от люка в сторону пилотской кабины.



А вот это - в сторону хвоста. Как видите, нет ни обшивки, ни даже настила.



Для сравнения - когда-то салон летающей лаборатории выглядел вот так (фото из ЖЖ takeoffrules). И то - очень похоже, что это ещё не эксплуатационный вариант, поскольку в штатных лабораториях пол был покрыт пористой резиной.



Носовое остекление штурманской кабины также пока снято - блистер лежит поблизости.






Еще в 2014 году, пока самолет находился в Чкаловском, энтузиасты авиации пророчили ему два варианта судьбы - либо памятник недалего от авиабазы, либо «ребята с болгарками». Такие же, как и те, что в свое время решили судьбу домодедовского Ту-114.

Есть все шансы, что судьба этого самолета сложится более удачно. Всё-таки, на дворе не 2006, а 2018-й, на значимость сохранения своего технического наследия внимание худо-бедно обращать начали. И будет даже хорошо, что после реставрации он займет место на территории Звездного Городка. Во-первых, вся служба этого самолета была связана именно с подготовкой космических полетов. Во-вторых - там ему будет безопаснее, там он будет гораздо лучше защищен и от вандалов, и от всяческих ООО, которым занимаемое им место может приглянуться под очередную высотку или автостоянку. Наконец - не такой уж и закрытый сегодня Звёздный городок, и на экскурсию туда попасть не так уж сложно.

Так что, будем надеяться, что у руководства ЦПК хватит энергии и средств довести дело до конца, и вскоре самолет предстанет перед нами во всей своей былой красе.

Кстати - по неподтвержденной легенде, его салон может помнить Первого Космонавта Земли...

Tags: Космос, Небо
Subscribe

  • Там, за горизонтом...

    «Когда летчик перестаёт замечать и ценить такую красоту он перестаёт быть летчиком и становится обычным пользователем авиационного…

  • Отставка Сергея Крикалёва

    ...Съемки коммерческого фильма на борту МКС решено провести, а всех, кто высказывает сомнения в целесообразности и своевременности такого…

  • Поцелуй через монитор

    …Недавно в США состоялось совещание ведущих учёных – океанологов, темой которого был вопрос: «Будущее погружений под воду…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments