Эта карта взята из книги «Трагедия в Ледовитом океане», написанной непосредственным участником экспедиии Нобиле - чешским ученым-радиологом Франтишеком Бегоунеком.
Правильнее было бы назвать её даже не картой, а схемой. Впрочем, пока и этого будет достаточно.
Так вот. К юго-востоку от красного квадрата, обозначающего место крушения «Италии», можно видеть остров Белый.
До побережья которого от лагеря Нобиле по прямой - примерно 75 километров. По меркам Арктики - это совсем рядом.
Ирония судьбы состоит в том, что «Италия» разбилась совсем рядом с тем местом, где уже 31 год покоились те самые первые арктические аэронавты, о которых я упоминал в предыдущей записи - шведские исследователи Саломон Август Андре, Нильс Стриндберг и Кнут Френкель. Но об этом ещё никто не знал - норвежская экспедиция, изучавшая ледники и море вокруг архипелага Шпицбергена на судне Bratvaag, найдёт останки экспедиции Андре ещё только через два года, 5 августа 1930 года.
В судьбе обеих экспедиций есть и ещё одна родственная черта. Причины гибели группы Андрэ долгое время являлись предметом научных дискуссий, которые так и не завершились каким-либо однозначным результатом. Судьба же группы Алессандрини, унесённой на оболочке «Италии» после столкновения со льдом, вообще неизвестна до сих пор. Но - по одной из версий, оболочку с шестью оставшимися на ней во второй раз обрушило на лёд как раз неподалёку от острова Белый...
Теперь посмотрим на другую карту, где изображен полёт и последующий путь группы Андре по льдам.
Как видим, «Орёл» завершил полёт гораздо севернее, чем «Италия». И его экипаж без малого три месяца шел к берегам Шпицбергена. Причём аэронавты почти достигли цели и погибли уже недалеко от неё при - повторюсь - довольно загадочных обстоятельствах, поскольку и с пищей, и с оружием, и со снаряжением на момент гибели у них было всё в порядке.
Группа Мальмгрена - Мариано - Цаппи покинула лагерь Нобиле 30 мая. Через полтора месяца, 12 июля Мариано и Цаппи были спасены «Красиным». При этом даже на схемах видно, что расстояние, пройденное группами, несравнимо. Однако Мальмгрен так и остался во льдах, да и состояние Цаппи на момент спасения было, по свидетельствам красинцев, удручающим. Есть все основания полагать, что, решись Нобиле на пеший переход (а пройти предстояло примерно 200 км) - спасённых было бы ещё меньше.
Думается, что причина такого разного исхода , в первую очередь, кроется в том, что «Орёл» всё же совершил мягкую посадку на лёд,аэронавты Андрэ не были травмированы, и в их распоряжении осталось практически всё имевшееся на борту снаряжение и запасы. Выжившему экипажу «Италии» пришлось довольствоваться тем, что при аварии было выброшено на лёд, поисковые самолёты на момент выхода группы Мальмгрена ледовый лагерь ещё не обнаружили, и итальянцы в свой переход отправились весьма и весьма «налегке».
Кстати - по той же причине спустя десять лет Валерий Чкалов не брал в полет через Северный полюс парашюты: «Как-никак, но самолёт на лёд я посажу, а оказаться в сердце Арктики на обломках самолета всей командой и со всеми запасами лучше, нежели поодиночке, с крохотным НАЗом»...
Чтобы не пропустить интересный пост - подпишитесь на мой ЖЖ
Journal information