captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Category:

Молочные танкеры

Что перевозят на танкерах? Нефть - ответит любой мальчишка, интересующийся флотом.

Его папа, возможно, вспомнит про существование винных танкеров.

А вот о молочных танкерах мало кто слышал. Тем более - о речных.

Тем не менее - они были. Более того, их еще могут помнить московские старожилы. Те, чья юность пришлась на середину 1950-х, и кто, гуляя по утренней набережной Москвы-реки, мог видеть эти небольшие суденышки, которые везли ценный груз в столицу из окрестных деревень.

Поскольку построены они были на базе широко известного в те годы теплохода «Москвич» (проект 544), то внешне их мало что выдавало, разве что броская надпись «Молоко».

«Самыми необычными теплоходами, построенными на базе «Москвичей» стали молочные танкеры проекта М-21Т, внешне, практически не отличавшиеся от обычных пассажирских теплоходов — только на месте кормового пассажирского салона располагалась цистерна для приема молока, сливок, растительного масла или питьевой воды. Такие суда строились только на Московском судостроительном и судоремонтном заводе, и работали они в основном в Москве и Подмосковье, снабжая столицу и города области свежими молочными продуктами из колхозов и совхозов, расположенных вдоль берегов Москвы-реки, Оки и Канала имени Москвы. Целесообразность подобного использования флота остается под вопросом, учитывая тогдашний дефицит пассажирских теплоходов в других регионах страны и в целом не самое худшее состояние автомобильных дорог в Подмосковье. » (http://rivertickets.ru)

С последней фразой можно поспорить - зачастую деревни, производившие молоко, находились в нижнем течении Москвы-реки и даже по берегам Оки. Помимо того, что дорожную сеть в тех краях в ту эпоху вряд ли можно было назвать сильно развитой, ко многим деревням подходить с воды было даже удобнее и быстрее.

Каждый такой кораблик мог принимать на борт до 20 тонн груза - то есть как восемь автомобилей ГАЗ-51. В дальнейшем, по мере развития дорожной сети, часть молочных танкеров использовалась для перевозки воды для транспортного флота. А часть снова переоборудовали в пассажирские.

Любопытно, что в сети сохранились уникальные фотографии аварии с участием одного их молочных танкеров.

Фото - https://fleetphoto.ru

21 июня 1960 года из-за ошибки вахтенного рулевого на Москва реке в районе гидроузла Андреевка (окрестности современного Лыткарино) в условиях тумана произошло столкновение теплохода МТ-152 с пароходом «Мичурин». В результате теплоход МТ-152, перевозивший молоко, опрокинулся на левый борт и лёг на грунт. На обоих судах никто не пострадал. Задержка рейса пассажирского парохода составила около 9 часов.

Фото - https://fleetphoto.ru


Фото - https://fleetphoto.ru

Убедились ли местные жители тогда воочую, что такое «молочные реки», или розлива не произошло - история и Интернет умалчивают.

Но проект молочных танкеров был, на мой взгляд, весьма интересным. К сожалению, с развитием дорожной сети они оказались не нужными, и повторили судьбу узкоколейных железных дорог.

А ведь, наверное, было бы здорово по утрам видеть на волнах реки такой вот «трамвайчик», спешащий довезти до московских магазинов, школ и детских садов свой ценный груз.

Tags: Москва
Subscribe

  • Нужна русская «Love Story»...

    …Вчера после очередного «диспута» (если, конечно, таковым словом можно назвать общение, в котором одна сторона пытается…

  • Там, за горизонтом...

    «Когда летчик перестаёт замечать и ценить такую красоту он перестаёт быть летчиком и становится обычным пользователем авиационного…

  • Неопровержимые аргументы против вакцинации

    Слушайте, люди, истину и не давайте себя обмануть властям всех уровней, а также Гинзбургам и Проценкам! Только вот смешного мало...

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment