Потому что все мы, для которых космос стал в той или иной степени частью жизни, воспитаны на «Укрощении огня» и «Возвращении с орбиты». На светлых образах самоотверженных советских инженеров. Объединявших в себе не только инженерный талант, но и человеческое достоинство.
Вот только реальная жизнь - увы, не строится по сценарию кинорежиссера.
Все те, кому мы обязаны современной космонавтикой, и все те, о ком идет речь в этом фильме, - были одинаково великими.
И одновременно с этим - одинаково низкими. А иногда и подлыми.
Сергей Павлович Королев - это не Андрей Башкирцев, замечательно сыгранный Кириллом Лавровым. И, тем более, он никогда не был тем Иисусом, образ которого из него лепят, начиная с перестройки. Да - великий инженер. Да - великий конструктор. Да - великий организатор. Но - такой же человек, как и все мы, со своим светом и со своей грязью, которая нисколько не противоречит величию и таланту.
Также заставляет задуматься интересное замечание. Когда сегодня говорят о победе в Великой Отечественной войне, то очень не любят выделять даже маршалов, не говоря уж о Верховном Главнокомандующем. Рефреном последних тридцати лет стала фраза - «войну выиграл народ». Однако когда говорят о выходе в космос, то практически все комментаторы, даже с полярными политическими взглядами, становятся на удивление едиными во мнении и хором утверждают, что «только благодаря Королеву мы стали ракетной и космической державой». Хорошо еще, если хотя бы Янгеля и Челомея упомянут. И очень не любят вспоминать фразу Хрущева о том, что «награждать за создание Первого Спутника нужно Советскй народ». Такая вот диалектика...
Нужно признать - сегодня у нас больше нет идеалов. Потому единственное правило, которое еще может оказаться ориентиром, звучит предельно просто.
«Делай, что должно. И пусть будет, что будет».
Journal information