captainmisson (captainmisson) wrote,
captainmisson
captainmisson

Categories:

Последняя стоянка «Леонида Демина»


Не каждому из нас доводится побывать на месте кораблекрушения.

Прошедшим летом ваш покорный слуга вошел в число тех, кому это удалось. Правда, для этого пришлось попасть в ту часть нашей страны, до которой было бы непросто добраться даже в том случае, если бы там не было погранзоны.

ОИС «Леонид Демин». Фото - Википедия.

«Леонид Демин» был пятым по счету в серии океанографических судов проекта 852, построенных в польском Щецине по заказу СССР. Не смотря на вполне мирные очертания, судно базировалось в Кронштадте и входило в состав 6-й Атлантической океанографической экспедиции ВМФ. Свое имя корабль получил в честь исследователя морей Дальнего Востока, доктора географических наук, профессора, инженера-контр-адмирала Леонида Александровича Демина

Сконструированный, как тогда говорилось, для осуществления широкого спектра научных задач, «Леонид Демин» вместе с однотипными судами был очень хорошо оснащен. На его борту имелись 19 научных лабораторий, среди них - гидрографическая, радиоизмерений, аэрологическая, синоптическая, геологическая, океанографическая, электромагнитная, радиохимическая, биологическая, гравиметрическая, навигационная, фотолаборатория, радиоэлектронная, гидроакустическая, астрономический павильон, вычислительный центр, центр обработки данных. Все это богатство использовалось для изучения специфических аспектов океанографии, связанных с военным применением, в частности с обеспечением дальних походов подводного флота.

Спущен на воду «Леонид Демин» был в 1978 году. Тогда же на нем был поднят государственный флаг СССР и началась служба во имя защиты Союза и поддержания мира во всем мире. За годы которой приключений и достижений выпало немало.

С ноября 1978 по август 1979 судно находилось в самом длительном за свою историю походе, который осуществлялся совместно с подводной лодкой Северного флота. Тогда было пройдено 63047 миль.

16 февраля 1981, когда судно находилось на стоянке в Рейкьявике, неожиданно поднялся ветер, скорость которого достигала 50 м/с. Капитан принял решение экстренно сняться со швартовов и выйти в открытое море, при этом времени искать часть экипажа, которая сошла на берег и находилась в городе, уже не оставалось. Представляю лица моряков и исследователей, прибежавших к причалу и не обнаруживших своего корабля! Конечно, после окончания шторма «Леонид Демин» вернулся в порт за оставшимися.

В 1993 году в Ла-Манше «Леонид Демин» столкнулся с голландским рыбацким судном. В результате была повреждена обшивка - в носовой части образовалась дыра рядом с буквой «О» в названии судна. Однако из экипажа никто не пострадал. В том же году под флагом ООН судно принимало участие в весьма странном мероприятии, так называемой Международной акции примирения и памяти ветеранов 2-й мировой войны стран Балтийского региона.

В 1995 году совместно с НИС «Академик Мстислав Келдыш» участвовал в походе в район гибели АПЛ «Комсомолец», где осуществлялись работы по программе МЧС.

В 1997 году район плавания для «Леонида Демина» был ограничен акваториями Балтийского и Северного морей. Все же двадцать лет службы не прошли даром для корпуса, и его способность противостоять океанским волнам начала вызывать сомнения.

В 2002-м «Леонид Демин» был выведен из состава Гидрографической службы ВМФ и спустя год продан латвийской компании на металлолом. Его должны были разрезать во враждебном теперь государстве. Однако у славно послужившего Советскому Союзу и России корабля на этот счет, по-видимому, было свое мнение.

До европейских берегов судно так и не добралось. Во время буксировки 30 декабря 2003 года оборвался буксирный трос. Датскому буксиру пришлось продолжить свой путь не солоно хлебавши. А сам «Леонид Демин» после относительно короткого дрейфа был выброшен на мель у западного побережья острова Гогланд - известного всем интересующимся морской историей балтийского «кладбища кораблей».

Штормовые волны зимней Балтики довольно быстро вытолкали судно в область малых глубин, так что снять его с мели уже не представлялось возможным. Некоторое время спустя другая компания пыталась разрезать его на металлолом уже на месте новой «стоянки». Однако частые шторма и неудобство подхода к труднодоступному побережью почти необитаемого острова в итоге привели к тому, что менеджеры посчитали это мероприятие нерентабельным – стоимость работ превысила бы стоимость металла.

Так что он и до сих пор находится там. И те немногие, кому доводится побывать на Гогланде, могут его увидеть на последней стоянке.

01. В ясный день остов корабля хорошо заметен и с моря, и с небольшого плато на побережье.


02. Спустимся ниже. И вот он уже почти рядом...


03. Говорят, что еще можно взойти на его палубу. Но для этого нужно добраться до борта - либо на лодке, либо вброд по грудь в воде, затем подняться вначале по веревке, потом по лестнице. Такой возможности у нас в тот день не было.


04. На берегу видны остатки брошенной техники, которую сюда доставили в ходе попытки разрезать судно на металл. После того, как попытка была признана плохой идеей, оборудование начали вывозить, но до начавшегося шторма успели вывезти не все. А после вывозить было уже нечего.

05.

06.



07.

08. Передвигаться по побережью нужно осторожно - помимо многочисленных артефактов нового времени, на камнях до сих пор лежит финская колючая проволока.

09. В кормовой части судна ранее находилась вертолетная площадка. А вот для чего предназначался хорошо заметный ангар - не знаю. Его размеры явно превосходят размеры вертолета.



10.



11.



12. По всей видимости, «Леонид Демин» простоит здесь еще долго. Помимо того, что коммерсанты уже обожглись на попытках разделать его на металл, есть все основания полагать, что правила посещения погранзон на Балтике будут ужесточаться. Так что желающие организовать «стартап» по его утилизации вряд ли найдутся.

Конечно, через какое-то время волны и осадки сделают свое - корпус окончательно проржавеет и разрушится. Но это будет послезавтра.

А пока корабельная душа «Леонида Демина» неспешно общается с такими же душами «Америки», «Лефорта», «Олега», кораблей, погибших во время Таллинского перехода, не вернувшихся с боевого задания подводных лодок и многих других судов, нашедших свой последний приют где-то поблизости.

Говорят, что таковых насчитывается около 60.

А чтобы не пропустить интересный пост - подписывайтесь на мой ЖЖ!

Tags: Океан, Острова
Subscribe

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments